Консультация для родителей «Психологические особенности младшего школьника»

  1. Физическое и анатомо-физиологическое развитие детей в этом возрасте

В этом возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела, формируются все изгибы позвоночника: шейный, грудной, поясничный. У младших школьников энергичные крепкие мышцы и связки, растёт их объём, увеличивается общая мышечная масса, крупные мышцы развиваются раньше мелких. По этой причине, детям сложнее всего сложнее выполнить мелкие движения, требующие тонкости.

Повышается выносливость сердца, в связи с интенсивным ростом и хорошим снабжением кровью мышц сердца. Большой диаметр сонных артерий головного мозга увеличивает к нему приток крови, что является важным условием его работоспособности. Вес головного мозга значительно увеличивается после 7 лет. Увеличиваются лобные доли, участвующие в формировании высших, наиболее сложных функций психологической деятельности человека. Взаимоотношения между процессами возбуждения и торможения меняются. Торможение (основа сдерживающего самоконтроля) становится более заметной, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению ещё очень велика. Как следствие отсюда непоследовательность младших школьников, каждый период психического развития основным ведущим видом деятельности.

Ведущей деятельностью младших школьников становится учение. Учение значительно меняет мотивы поведения ребёнка, открыв новые источники развития его познавательные и нравственные стороны.

  1. Развитие познавательной деятельности у младшего школьника

В течение всего младшего школьного возраста происходит развитие отдельных психических процессов. Доминирующей психической функцией является мышление. Развитие остальных психических функций тесно взаимосвязано с интеллектуальным развитием:

Заложенные еще в дошкольном возрасте произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск  способствуют тому, что восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. На этой основе появляется у  младшего дошкольника синтезирующее восприятие.

В младшем школьном возрасте наблюдается переход от наглядно – образного к словесно–логическому мышлению. Появляются логические рассуждения. Ребенок начинает использовать конкретные операции, формируется научное понятие. Происходит развитие основ понятийного или теоретического мышления. В конце младшего школьного возраста проявляется индивидуальное развитие. Среди детей выделяются группы теоретиков или мыслителей, которые легко решают задачи в словесном плане; практиков, которым нужна опора на наглядность и практические действия и художников с ярким образом мышления. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между всеми видами мышления.

 

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Младшие школьники уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешнее впечатление – сильный отвлекающий фактор. Им трудно сосредоточиться на трудном, непонятном материале. Их понимание отличается малой устойчивостью, небольшим объемом. Они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10 – 20 мин. Затруднены распределение внимания, его переключение с одного учебного задания на другое. В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Развивается саморегуляция, т.к. дети, контролируя себя в совместной деятельности, начинают лучше оценивать свои возможности и уровень знаний.

Память. Младшие школьники запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес и они способны произвольно, целенаправленно запоминать материал им не интересный. С каждым годом все в большей степени обучение строится с опорой на произвольное запоминание. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает достаточно широкий круг рациональных приемов запоминания. Мнемоника – искусство запоминать. Когда ребенок осмысливает учебный материал – он его одновременно и запоминает. Следовательно, мышление и смысловая память неразрывно связаны.

Эмоционально – волевая сфера. Для дошкольного возраста характерна спокойная эмоциональность, появляется эмоциональное предвосхищение, затем эмоциональная регуляция действий. Круг эмоций расширяется. Деятельность становится эмоционально насыщенной. Усвоение норм и правил поведения существенно меняет особенности эмоций младших школьников. На протяжение младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности проявления эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний. Младшие школьники уже умеют управлять своими состояниями, настроениями, а иногда даже маскировать их. В этом обнаруживается характерная черта этого возраста. В формировании произвольных психических процессов младшие школьники лучше уравновешены, чем дошкольники или подростки.

  1. Развитие личности младшего школьника

Развитие личности, начавшиеся в дошкольном возрасте, продолжается и в младшем школьном, но младший школьник находится в других условиях, он включён в общественно значимую учебную деятельность. От школьной успеваемости, оценки, как плохого или хорошего ученика непосредственно зависит в этот период развития его личности.

Усвоение моральных норм и правил поведения. Моральное воспитание ребёнка начинается задолго до школы, но только в школе он сталкивается с такой чёткой и развёрнутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшим школьником указывается достаточно широкий свод норм и правил поведения, которыми они должны руководствоваться во взаимных отношениях с учителями и взрослыми, на уроках и переменах, во время пребывания в общественных местах и на улице. Чёткая формулировка таких норм и правил, общественное поощрение исполнит. и не менее обязательная и соответственная реакция на нерадивость и разболтанность – важное условие формирование дисциплинированности и организованности младших школьников. Будучи сформированными у ребёнка в этом возрасте, такие моральные качества становятся внутренними и органичным достоянием личности.

Развитие мотивационной сферы. В начале своей школьной жизни, имея внутренние позиции, школьник ребёнок хочет учиться. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место занимает мотив, получение высоких оценок. Другими широкими социальными мотивами учения выступает дом, ответственность, необходимость получения образования, они также осознаются учениками перед определением смысла учебной деятельности. Важные аспекты познавательной мотивации – учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования.

Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражается мотивация успеха, т. е. Желание хорошо правильно выполнять задания, получить нужный результат, и хотя она обычно сочетается с мотивами получать высокие оценки, все же ориентирует ребёнка на качество и результат учебной деятельности, независимо от этой внешней оценки. Тем самым, способствуя формированию саморегуляции. Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделяться среди них, быть первым.

В мотивации достижения отчетливо прослеживается вторая тенденция – мотивация избегания неудачи. Дети пытаются избежать неудач и тех последствий, которые ведет за собой плохая оценка, т. е. Недовольство учителя, санкции родителей. У неуспевающих детей и особая компенсаторная мотивация – это побочная по отношению к учёбе деятельность, мотивы, позволяющие утвердиться в другой области – занятие спортом, музыкой, танцами и др.

В данном возрасте зарождается самосознание, когда ребёнок узнаёт себя в зеркале, то появляется первичная самооценка. В этом возрасте развивается общение с взрослыми, появляется общение с детьми, но оно ещё не полноценно. В дошкольном возрасте развивается общение со сверстниками в игре. Возникают объединения, симпатии, антипатии. Общение со сверстниками занимает всё больше времени и всё больше значимо. К концу дошкольного возраста формируется самосознание.

Самооценка появляется на основе оценивания других и обычно очень велика. В младшем школьном возрасте на становление самооценки влияет школьная оценка. Оценка успеваемости в начальной школе по сущности является оценкой личности ребёнка в целом и определяет его социальный статус. От оценки зависит развитие школьной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжёлые переживания и школьная деадаптация. Становление самооценки зависит и от стиля семейного воспитания, принятых в семье ценностей. Дети с завышенной самооценкой воспитаны в обстановке не критичности и рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой внимание к личности ребёнка сочетается с достаточной требовательностью. Дети с пониженной самооценкой пользуются дома большой свободой, но эта свобода, по сути – бесконтрольность – следствие равнодушия родителей к своим детям.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.