«Международное внимание имеет насущное значение для преодоления стигматизации, неосведомленности и неадекватности структур поддержки. Современные исследования показывают, что раннее вмешательство может помогать людям с признаками аутизма добиваться значительного совершенствования своих способностей».
Из послания Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна
Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни. Численность детей, страдающих аутизмом, высока во всех регионах мира и имеет громадные последствия для детей, их семей, общин и обществ.
На всем протяжении своей истории организации системы ООН в своей повседневной деятельности уделяли особое внимание содействию правам человека и улучшению благосостояния инвалидов, в том числе детей с трудностями в развитии. В 2008 году вступила в силу Конвенция о правах инвалидов, подтвердившая фундаментальные принципы всеобщих прав для всех.
Генеральная Ассамблея в своей резолюции 62/139постановила объявить 2 апреля Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма, для того, чтобы подчеркнуть необходимость помощи для повышения уровня жизни людей страдающих аутизмом.
Мифы об аутизме.
Существует большое количество мифов об аутизме. Приведем лишь некоторые.
Миф первый: Дети с аутизмом не прогрессируют в развитии.
Этот тезис неоднократно опровергнут специалистами и волонтерами, работающими с особыми детьми. Дети с аутизмом и расстройствами аутистического спектра учатся в школах, демонстрируют серьезные успехи в науке и искусстве. Одна из самых известных в России девушек — аутисток, Соня Шаталова, в последние 10 лет пишет потрясающе проникновенные стихи, публикуется в различных сборниках. Как отмечает в своей книге «Нестрашный мир» Мария Беркович, волонтер петербургской благотворительной организации «Перспективы», «необучаемый ребёнок — это ребёнок, которого не обучают, только и всего».
Миф второй: Все аутисты — умственно отсталые.
«У большинства сохранен интеллект, — говорит психолог-педагог Наталья Клыкова. — Более того, очень часто такие дети проявляют необыкновенные таланты в других областях деятельности, не связанных напрямую с коммуникацией. Наша задача — как психологов — увидеть потенциал и начать с ним работать. Чтобы в дальнейшем, возможно, это стало профессией, способной прокормить».
Миф третий: Аутизм можно «перерасти» и это пройдет.
Не пройдет. Сложности в коммуникации, скорее всего, сохранятся до конца жизни. Человеку, который чувствует мир по-другому, очень сложно понять, как СЛЕДУЕТ себя в нем чувствовать на основании опыта большинства. Однако специальные занятия и терапия помогут адаптировать ребенка к жизни в социуме.
Миф четвертый: Аутисты серьезно страдают от своего заболевания.
«Мне кажется не вполне корректным говорить о том, что кто-то болеет, страдает аутизмом», — считает психолог Центра лечебной педагогики (Москва) Елена Моржина. «Аутизм — это нарушение развития, особое развитие, а не болезнь. Аутист может страдать не «от аутизма», а от того, что мир к нему не приспособлен, окружающие его не понимают и не знают, как помочь».
Миф пятый: Аутисты руководствуются иными морально-этическими нормами.
«Неверно, — говорит Наталья Клыкова. — У таких людей их просто нет. Норма — это свод правил, применяемых в обобщенной ситуации. Но если нет возможности выделить общее — то о каких нормах и правилах можно говорить?» При этом недопустимо считать, что они не способны любить и испытывать нравственные страдания.
Миф шестой: Аутиста видно сразу по неадекватному поведению.
Нет. Если в раннем возрасте, как любой обычный ребенок, аутист не всегда может «держать себя в руках», то с возрастом выделить «инаковость» аутиста сложнее. Как говорит об одном из своих учеников преподаватель школы подмосковного Пушкино Юлия Любецкая, «он выглядит как вполне обычный молодой человек, ведет себя адекватно, аккуратный, образованный».