Развитие памяти и внимания у младших школьников

Память – психический процесс отражения и сохранения в сознании прошлого опыта, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении различной (зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной и др.) информации. Внимание – это избирательное сосредоточение сознания на каком-либо объекте, направленность психики на определённую деятельность при отвлечении от всего остального.

Память и внимание являются взаимосвязанными функциями мышления человека, ведь без умения сконцентрироваться на объекте запоминания невозможно качественно выучить необходимый материал. Именно в младшем школьном возрасте развивается произвольность внимания. Однако непроизвольное внимание у младших школьников всё ещё преобладает. Для них внешние впечатления – сильный отвлекающий фактор, им зачастую трудно сосредоточиться на изучаемом материале. Тренировать и развивать память и
внимание можно при помощи различных техник и упражнений.
Рекомендации по развитию зрительной памяти и внимания В течение некоторого времени (до 3 недель) ежедневно по 2-3 раза делайте следующее: ребёнок должен, посмотрев на окружающую обстановку, закрыть
глаза и назвать все предметы, которые его окружают. Открыть глаза и проверить правильность своего ответа.
Когда вы встречаете незнакомых людей, просите ребёнка как можно отчетливее запомнить их лица, а затем сравнить их между собой (одинаковая ли у этих людей форма лица, носа, глаз и т. д.).
Вносите в занятия элемент игры:

«Тайны древних городов» Археологи – это люди, которые занимаются поисками и раскопками древних городов. Во время раскопок они часто находят разные вещицы, на которые нанесены красивые узоры. Здорово, когда под
рукой у археолога есть фотоаппарат. А если его нет? Тогда археологу нужно хорошенько рассмотреть рисунок и запомнить его, чтобы потом он смог его повторить. Попробуем? Из счетных палочек и пуговиц выложите на столе какой-нибудь узор.

План действий:
Покажите ребёнку узор. Через 10 секунд прикройте узор листом бумаги. Попросите ребёнка выложить такой же узор. Сравните то, что получилось, с образцом.
Задание можно усложнить, если попытаться повторить не только расположение палочек и пуговиц, но и цветов.

«Радужная путаница»
В нашей земной радуге ровно 7 цветов. И расположены они в определённом порядке (здесь можно вспомнить правильный порядок и рассказать про «каждый охотник желает знать…») А на планете «Путаница» радуга выглядит по-другому. Там в ней все цвета перепутались. И каждый день они меняются местами. Жителям этой веселой планеты приходится каждый раз запоминать новый порядок цветов в радуге. Потребуются карточки всех цветов радуги: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. В произвольном порядке разложите их на столе и прикройте листом бумаги.

План действий:
Покажите ребёнку карточки и предложите внимательно посмотреть и запомнить, в каком порядке они лежат.
Через 15 секунд закройте их листом бумаги.
Попросите ребёнка вспомнить, в каком порядке карточки были разложены на столе.
Если это упражнение вызовет затруднение, то можно начать с четырех цветных карточек, а потом увеличивать их количество. Рекомендации по развитию слуховой памяти Попросите ребёнка воспроизвести какие-либо ритмичные звуки при помощи постукивания. Зачитывайте ребёнку сверху вниз ряд цифр с интервалом в 1 секунду. После слова «повтори» ребёнок должен повторить весь ряд. Начинать нужно с 1 цифры, далее – 2 и так постепенно до 9, следя за правильностью повторов. Например: 9 –повтори 2, 4 – повтори 3, 8,6 – повтори 1, 5, 8, 5 – повтори 4, 6, 2, 3, 9 – повтори 4, 8, 9, 1, 7, 3 – повтори 5, 1, 7, 4, 2, 3, 8 –повтори 1, 4, 2, 5, 9, 7, 6, 3 – повтори
Для того чтобы от упражнений была польза, необходимо заниматься ежедневно, хотя бы по 15 – 20 минут.
Игра «Идём в магазин» В эту игру дети любят играть как «понарошку», так и перед каждым походом в магазин. Предложите ребёнку запомнить список планируемых покупок и затем его пересказать. Сначала перечень может состоять из 3–4 названий. Постепенно список необходимо увеличивать.

Игра «Парные слова»
Эта игра развивает как память и внимание, так и ассоциативное мышление. Взрослые 3 раза называют ребенку 20 слов, каждая пара из которых связана между собой по смыслу. К примеру: лето – отдых, море – корабль, еда – тарелка, животное – кошка. Цель упражнения – чтобы при назывании первых слов ребёнок вспоминал вторые. Для развития памяти и внимания эффективнее спрашивать об этом не сразу, а спустя 20–30 минут. Учите наизусть стихи. Пусть это будут небольшие отрывки, но каждый день — и через пару месяцев вы почувствуете первые результаты.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.