Каждый родитель мечтает вырастить своё чадо самым умным, красивым и успешным. Совершенно закономерным является беспокойство родителей по поводу подготовки ребёнка к школьному обучению и грядущему поступлению в образовательное учреждение. С целью обратить переживания родителей в продуктивные способы подготовки детей к школе в данной статье будет рассмотрен материал об особенностях психо- физиологической готовности детей к обучению.
Как определить, готов ли ребенок к школе?
Готовность ребёнка к школе определяется, прежде всего, состоянием его физического и психического развития и включает в себя несколько моментов:
Готовность личностная (мотивация) — в период подготовки к школе важно сделать акцент на развитии познавательного интереса, формировать интерес к учению, школьной жизни. Заранее покупайте школьные принадлежности, не оставляйте всю подготовку к школе на август, на последний момент — ребёнок устанет и школьные заботы будут у него ассоциироваться с негативом.
Готовность интеллектуальная — необходимый уровень сформированности высших психических функций (внимание, память, мышление, речь, воображение и т.д.). Готовность социально-психологическая — у ребёнка должен быть сформирован навык общения со взрослыми и сверстниками.
Проблемы адаптации первоклассников
В норме к концу 10-й недели обучения первоклассник адаптируется в новой психологической обстановке. Часто процесс адаптации протекает пролонгировано; причинами затруднённой адаптации первоклассника могут выступить:
— неадекватная самооценка (как заниженная, так и завышенная) и/или неадекватный уровень притязаний;
— отсутствие опыта решения трудных ситуаций в коллективе (чаще наблюдается у детей, не посещавших детский сад);
— отсутствие/нестабильный режим дня (стабильный фон биологического ритма — особенно важный момент психо- физиологического здоровья для детей с гиперактивностью/дефицитом внимания);
— длительное и/или частое пребывание за компьютером (детям дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется работать за компьютером не дольше 10-15 минут в день. На практике мы замечаем, чем меньше времени ребёнок проводит с современной техникой, тем лучше. Дети сильно подвержены нервным перегрузкам, что часто приводит к истерическим или тревожным реакциям, проблемам со сном, страхам. При поступлении в школу от ребёнка не требуется владение компьютером. Поэтому стоит ограничить пребывание ребёнка за компьютером.);
— навязанные неверные представления о школе: родители или родственники могли «пугать» ребёнка школой, а у кого-то, напротив, могли сформировать восприятие через так называемые «розовые очки».
Учёт названных моментов и своевременное устранение проблемных ситуаций помогут подготовить ребёнка к школе.
Что такое логопедия?
Логопедия — это наука о нарушениях речи, о способах их профилактики, диагностики и устранения с помощью специальных приёмов и методов. В переводе с греческого logos означает «слово, речь», paideia – «веду».
Как известно, речь бывает устная и письменная. При обучении новая для ребёнка система письменной речи надстраивается над уже сформированной (к моменту начала обучения в школе) системой устной речи. Если в развитии устной речи имели место какие-либо нарушения, то у такого ребёнка велик риск развития нарушений письменной речи, приводящих к неуспеваемости по русскому языку и чтению. В таком случае в тетради малыша появятся так называемые «логопедические ошибки» (балка вместо палка, белёза вместо берёза, Шаша вместо Саша и т.д.) Это замены, искажения, перестановки букв, обозначающих на письме звуки в ударной позиции. Русский язык как предмет сам по себе достаточно труден для усвоения, ведь требуется запомнить множество понятий, правил, исключений, словарных слов. А если у маленького ученика имеется речевое недоразвитие, то без специальной логопедической помощи он обречён на неуспеваемость.
Логопедия тесно и неразрывно связана с психологией. У детей с недоразвитием речи могут наблюдаться особенности психики, которые влияют на школьную успеваемость и на развитие коммуникативной сферы (снижение памяти, неустойчивость внимания, нарушения мышления, нежелание общаться, стеснительность, тревожность и др.). Это так называемые «неречевые процессы», без учёта особенностей которых невозможно речевое и общее развитие. Как научить ребенка правильно говорить?
Чтобы помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения и психологические трудности, запомните и используйте эти правила:
Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, обязательно объясняйте ребёнку.
Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и ласкательными суффиксами — всё это тормозит речевое развитие ребёнка. Стремясь показать малышу неточности и ошибки в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним! Самое лучшее — тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?
Правила речи (для ребёнка)
Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это поможет говорить смело и уверенно. Всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно и неторопливо. Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову. Держись прямо и уверенно. Перед началом речи вдохни и начинай говорить. Говори на выдохе. Гласные звуки произноси широко и громко. Не нажимай на согласные звуки, произноси их легко и без напряжения.
Коррекция звукопроизношения
Главный принцип этой работы — регулярность и постоянство! Дети должны каждый день дома на первых порах под контролем родителей, а потом — самостоятельно выполнять комплекс упражнений. Эти упражнения направлены: на развитие воздушной струи, необходимой для произнесения звуков речи; на развитие мышц артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика); на закрепление правильного произнесения звуков (на речевом материале); на развитие неречевых процессов.
Чтобы воспитать правильное произношение одних занятий на логопедическом пункте в детском саду или с логопедом поликлиники мало, необходима регулярная работа дома. Родители обязаны помочь своему малышу научиться говорить правильно!
Литература в помощь родителям
Летом есть возможность позаниматься с ребёнком и «подтянуть» его именно в том направлении, где малышу требуется помощь. Сейчас выпускается большое количество детской литературы, по которой и детям, родителям будет легко и интересно заниматься. Ниже приведён примерный перечень пособий, разработанных и рекомендуемых известными учёными-педагогами.
Коррекция звукопроизношения:
Краузе Е.Н. Логопедия. – СПб.: КОРОНА принт, 2006. – 208 с.
Парамонова Л.Г. Как воспитать гения: Упражнения для развития речи. – М.: ООО
«Издательство АСТ», 2002. – 205 с.
Хватцев М.Е. Как воспитать гения: Логопедия: работа с дошкольниками. – М.: ООО
«Издательство АСТ», 2002. – 258 с.
Школьник Ю.К. Логопедия: пособие по автоматизации свистящих, шипящих и сонорных
звуков. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 96 с.
Лексико-грамматический строй речи:
Безрукова О.А. Грамматика русской речи. В 2 частях. – М.: Каисса, 2007. – 111 с.
Косинова Е. Уроки логопеда: тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет.
Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет. – Санкт-Петербург:
Корона. Век, 2011. – 80 с.
Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей 6-8 лет. – СПб.: Корона. Век,
- – 80 с.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы в 4
частях. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 32 с.
Подготовка руки к письму:
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей. В 2 частях. – М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 183 с.