Консультация школьного учителя-дефектолога для родителей будущих первоклассников

Каждый родитель  мечтает вырастить своё  чадо самым умным,  красивым и успешным.  Совершенно  закономерным является  беспокойство родителей  по поводу подготовки  ребёнка к школьному  обучению и грядущему  поступлению в  образовательное  учреждение. С целью  обратить переживания родителей в продуктивные способы подготовки детей  к школе в данной статье будет рассмотрен материал об особенностях психо- физиологической готовности детей к обучению.

 Как определить, готов ли ребенок к школе?

     Готовность ребёнка к школе определяется, прежде всего, состоянием его  физического и психического развития и включает в себя несколько  моментов:

    Готовность личностная (мотивация) — в период подготовки к школе  важно сделать акцент на развитии познавательного интереса, формировать  интерес к учению, школьной жизни. Заранее покупайте школьные  принадлежности, не оставляйте всю подготовку к школе на август, на  последний момент — ребёнок устанет и школьные заботы будут у него  ассоциироваться с негативом.

        Готовность интеллектуальная — необходимый уровень  сформированности высших психических функций (внимание, память,  мышление, речь, воображение и т.д.). Готовность социально-психологическая — у ребёнка должен быть  сформирован навык общения со взрослыми и сверстниками.

Проблемы адаптации первоклассников

     В норме к концу 10-й недели обучения первоклассник  адаптируется в новой психологической обстановке. Часто процесс  адаптации протекает пролонгировано; причинами затруднённой  адаптации первоклассника могут выступить:

— неадекватная самооценка (как заниженная, так и завышенная)  и/или неадекватный уровень притязаний;

— отсутствие опыта решения трудных ситуаций в коллективе (чаще  наблюдается у детей, не посещавших детский сад);

— отсутствие/нестабильный режим дня (стабильный фон  биологического ритма — особенно важный момент психо- физиологического здоровья для детей с  гиперактивностью/дефицитом внимания);

— длительное и/или частое пребывание за компьютером (детям  дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется  работать за компьютером не дольше 10-15 минут в день. На практике мы замечаем, чем меньше времени ребёнок проводит с  современной техникой, тем лучше. Дети сильно подвержены  нервным перегрузкам, что часто приводит к истерическим или  тревожным реакциям, проблемам со сном, страхам. При  поступлении в школу от ребёнка не требуется владение  компьютером. Поэтому стоит ограничить пребывание ребёнка за  компьютером.);

— навязанные неверные представления о школе: родители или  родственники могли «пугать» ребёнка школой, а у кого-то,  напротив, могли сформировать восприятие через так называемые  «розовые очки».

     Учёт названных моментов и своевременное устранение  проблемных ситуаций помогут подготовить ребёнка к школе.

Что такое логопедия?

    Логопедия — это наука о нарушениях речи, о способах их профилактики, диагностики и устранения с помощью специальных приёмов и методов. В переводе с греческого logos означает «слово, речь»,  paideia – «веду».

     Как известно, речь бывает устная и письменная. При обучении  новая для ребёнка система письменной речи надстраивается над  уже сформированной (к моменту начала обучения в школе)  системой устной речи. Если в развитии устной речи имели место  какие-либо нарушения, то у такого ребёнка велик риск развития  нарушений письменной речи, приводящих к неуспеваемости по  русскому языку и чтению. В таком случае в тетради малыша  появятся так называемые «логопедические ошибки» (балка вместо палка, белёза вместо берёза, Шаша вместо Саша и  т.д.) Это замены, искажения, перестановки букв, обозначающих на  письме звуки в ударной позиции. Русский язык как предмет сам по  себе достаточно труден для усвоения, ведь требуется запомнить  множество понятий, правил, исключений, словарных слов. А если у  маленького ученика имеется речевое недоразвитие, то без  специальной логопедической помощи он обречён на неуспеваемость.

      Логопедия тесно и неразрывно связана с психологией. У детей  с недоразвитием речи могут наблюдаться особенности психики,  которые влияют на школьную успеваемость и на развитие  коммуникативной сферы (снижение памяти, неустойчивость  внимания, нарушения мышления, нежелание общаться,  стеснительность, тревожность и др.). Это так называемые  «неречевые процессы», без учёта особенностей которых  невозможно речевое и общее развитие. Как научить ребенка правильно говорить?

     Чтобы помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения и  психологические трудности, запомните и используйте эти правила:

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития  ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры,  упражнения, речевой материал должны соответствовать его  возрасту.

В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не  торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не  забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты,  встречающиеся в тексте, обязательно объясняйте ребёнку.

Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также  уменьшительными и ласкательными суффиксами — всё это  тормозит речевое развитие ребёнка. Стремясь показать малышу неточности и ошибки в его речи, будьте  осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним! Самое лучшее  — тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или  иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или  говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не  спеша.

Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте  проверить: а понятен ли ему ваш ответ?

                      Правила речи (для ребёнка)

Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это поможет говорить  смело и уверенно. Всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно и неторопливо. Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову. Держись прямо и уверенно. Перед началом речи вдохни и начинай говорить. Говори на выдохе. Гласные звуки произноси широко и громко. Не нажимай на согласные звуки,  произноси их легко и без напряжения.

Коррекция звукопроизношения

 Главный принцип этой работы — регулярность и постоянство! Дети  должны каждый день дома на первых порах под контролем родителей, а потом — самостоятельно выполнять комплекс упражнений. Эти упражнения направлены: на развитие воздушной струи, необходимой для произнесения звуков речи; на развитие мышц артикуляционного аппарата (артикуляционная  гимнастика); на закрепление правильного произнесения звуков (на речевом материале); на развитие неречевых процессов.

      Чтобы воспитать правильное произношение одних занятий на  логопедическом пункте в детском саду или с логопедом поликлиники мало,  необходима регулярная работа дома. Родители обязаны помочь своему  малышу научиться говорить правильно!

                       Литература в помощь родителям

    Летом есть возможность позаниматься с ребёнком и «подтянуть» его  именно в том направлении, где малышу требуется помощь. Сейчас  выпускается большое количество детской литературы, по которой и детям,  родителям будет легко и интересно заниматься. Ниже приведён примерный  перечень пособий, разработанных и рекомендуемых известными учёными-педагогами.

Коррекция звукопроизношения:

Краузе Е.Н. Логопедия. – СПб.: КОРОНА принт, 2006. – 208 с.

Парамонова Л.Г. Как воспитать гения: Упражнения для развития речи. – М.: ООО

«Издательство АСТ», 2002. – 205 с.

Хватцев М.Е. Как воспитать гения: Логопедия: работа с дошкольниками. – М.: ООО

«Издательство АСТ», 2002. – 258 с.

Школьник Ю.К. Логопедия: пособие по автоматизации свистящих, шипящих и сонорных

звуков. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 96 с.

Лексико-грамматический строй речи:

Безрукова О.А. Грамматика русской речи. В 2 частях. – М.: Каисса, 2007. – 111 с.

Косинова Е. Уроки логопеда: тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет.

Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет. – Санкт-Петербург:

Корона. Век, 2011. – 80 с.

Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей 6-8 лет. – СПб.: Корона. Век,

  1. – 80 с.

Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы в 4

частях. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 32 с.

Подготовка руки к письму:

Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей. В 2 частях. – М.:

Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 183 с.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.