Ценным достоянием белорусской поэзии второй половины XX в. стало творчество поэтессы, лауреата премии Ленинского комсомола Беларуси (1978), Государственной премии Беларуси им. Янки Купалы (1986) Евгении Иосифовны Янищиц (1948–1988).
Она родилась в д. Рудка Пинского района Брестской области в крестьянской семье. Получила педагогическое образование: окончила отделение белорусского языка и литературы БГУ. Работала заведующей библиотекой ЦК комсомола. Некоторое время жила в Чехословакии, потом вернулась на родину, занималась творческой работой. С 1976 г. Евгения Иосифовна была литконсультантом «Сельской газеты», а с 1983 г. заведовала отделом поэзии журнала «Маладосць». Занималась она и общественной деятельностью, участвовала в качестве делегата в работе XXXVI сессии Генеральной ассамблеи ООН (1981). Печататься Е. Янищиц начала в пинской районной газете еще ученицей Поречской средней школы. Свои стихи будущая поэтесса подписывала псевдонимами Ж. Заметкина, Е. Иосифова. Первые пробы ее поэтического пера заметили и оценили в середине 60-х критики и читатели. Во время окончания школы и поступления на учебу в университет она имела уже публикации в республиканских периодических изданиях. Первый сборник стихов молодой поэтессы «Снежныя грамніцы» (1970) вышел, когда она училась на пятом курсе БГУ. Книга была очень хорошо принята, об авторе много и одобрительно писали. Многие образы «Снежных грамніц» действительно несли в себе первозданную свежесть юношеского восхищения жизнью, влюбленность в родной край и его людей, открытость перед миром надежд и чаяний. Имя поэтессы быстро получило определенную известность, а ее произведения печатались не только в белорусских газетах, журналах и коллективных сборниках, но и в Украине, России в таких центральных изданиях, как «Молодая гвардия», «Дружба народов», «Литературная газета», «Правда», переводились за рубежом. Следующий сборник «Дзень вечаровы» увидел свет в 1974 г., а в 1978-м был отмечен премией Ленинского комсомола Беларуси. В книге расширяются перспективы, обогащается опыт, раскрываются новые качества лирического характера. Образы родного края дополняются новыми реалиями: к осмыслению Родины, полесских ландшафтов, встреч с дорогими людьми добавляется чувство материнства. Этапным, поворотным признали критики третий сборник стихов Е. Янищиц «Ясельда» (1978), где более заметно усиливается внимание к трудностям жизни, усложняется мировоззрение поэтессы. Особенной пронзительностью в книге отличается любовная лирика. По-прежнему нежная и чрезвычайно тонкая в передаче интимного чувства во всей его противоречивости и живой подвижности, любовная лирика несет в себе больше, чем раньше, горечи. Зрелости мастерства Е. Янищиц достигла в книгах «На беразе пляча»(1980), «Пара любові і жалю» (1983), отмеченной в 1986 г. Государственный премия Беларуси им. Я. Купалы, «Каліна зімы» (1987). Мышление поэтессы определяется философским раздумьем над временем и пространством, мигом и вечностью, жизнью и смертью. Состояние ее души проявляется через взаимозависимость таких эмоциональных категорий, как любовь и боль, счастье и отчаяние, радость и печаль, свет и тьма. Во многих стихах делается акцент на неровную и не слишком ласковую женскую долю и счастье, анализируется жизненный путь. Обращалась Евгения Иосифовна и к прозе, написала несколько рассказов, реалистичных по своей фактуре и истинных по существу («Кошык бульбы», «Сардэчнасць», «А я ўсіх шкадую» и др.). Плодотворно работала поэтесса в области художественного перевода, воссоздавая по-белорусски стихи русских и украинских поэтов. Публиковались в печатных изданиях ее статьи о поэзии, глубокие рецензии на поэтические книги, отзывы с подробным анализом произведений. В ее последней прижизненной книге «У шуме жытняга святла» (1988) собрано лучшее из написанного за двадцать лет литературной работы. После этой книги произведения Е. Янищиц начали приходить к читателю в виде поэтического наследия. В 2000 г. вышла книга «Выбранае», а в 2008 г. –«Пачынаецца ўсё з любві…», куда вошло лучшее из написанного поэтессой.