«Благоприятный морально-психологический климат в коллективе –
основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
Психологический климат — это межличностные отношения, типичные для трудового или учебного коллектива, которые определяют его основное настроение.
Строительство психологического климата – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.
Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену коллектива, за ним признаётся право принятия значимых для коллектива решений.
Рекомендации педагогам по созданию благоприятного психологического климата в коллективе:
- Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам, ученикам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии, которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том числе на близких.
- Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь понять поведение другого человека.
- Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня; боритесь с эмоциональным выгоранием.
- Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет кому порадоваться.
- Избегайте ненужной конкуренции. Ставьте перед собой реальные цели.
- Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке – это способствует сплочению.
- Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.
Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе?
Учитесь планировать. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.
Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.
Развивайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для вас.
Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.
Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к расстройствам и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет вам принять их.
Избегайте ненужной конкуренции. В жизни много очень ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.
Регулярно делайте физические упражнения. Лучше следовать той программе, которая доставляет вам удовольствие.
Учитесь методам расслабления. Желательно под наблюдением специалистов.
Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, консультанта, психотерапевта, психолога, с которым вы можете быть откровенны. Это снимет ваше напряжение.
Советы психолога
Относительно работы
- Не работайте тяжелее, а работайте умнее.
- Умейте отказаться вежливо, но убедительно.
- Создайте на своем рабочем месте как можно более комфортные условия труда.
Относительно самого себя и своей жизни
- Будьте эгоистом хотя бы иногда. Почему-то учителя всегда всем что-то должны.
- Организуйте себе свой День эгоиста.
- Ищите свой набор способов для снятия стресса и усталости.
- Составьте расписание неотложных дел после работы.
Относительно мира вокруг
- Долой негатив из нашей головы! Можно просто пожелать нашим учителям постоянной и победоносной борьбы со всеми черными мыслями и с любым негативом.
- Перестаньте контролировать всех и вся вокруг! Мы, психологи, знаем, что контролировать можно только одного человека — самого себя.
Относительно проведения хорошего урока
Предлагаю рецепт приготовления хорошего урока. Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день. Добавьте в каждый свой урок по одной порции: мудрости; терпения, храбрости; работоспособности; оптимизма; преданности своему делу; вольнодумия и свободомыслия, доброты; отдыха и заботы о здоровье; доброго юмора; такта; веры в каждого ученика. Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится! Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству!