В литературе о дошкольном воспитании опубликовано много разнообразных игр. Знание их, умение использовать в целях развития речи детей – вот задача воспитателей и логопедов. В данной консультации представлены игры, которые позволяют ребенку ориентироваться в звуковом и буквенном составе слова.
«Красный – зеленый»
Детям предлагается внимательно выслушать и определить, в каком слове есть заданный звук. Если в слове есть заданный звук, дети должны поднять зеленый кружок, если нет – поднимают красный кружок.
«Повторите за мной»
Просим детей повторить только те имена, которые начинаются с заданного звука, например Э: Алла, Уля, Эльза, Оля, Эмиль, Эля, Ася, Эдик, Ада, Эрик, Инна, Эльдар, Анна, Эдуард.
«Кто больше запомнит»
Педагог читает небольшой рассказ и просит детей внимательно слушать и запоминать слова, содержащие заданный звук. Побеждает тот, кто запомнит и повторит больше слов.
«Посчитай и скажи»
В небольшом стихотворном отрывке нужно посчитать, сколько раз встречается оговоренный звук. Например:
В данном отрывке найдите звук З (не путать с З`):
В звезде найдешь ты букву З
И в золоте и в розе,
В земле, алмазе, бирюзе,
В заре, зиме, в морозе.
«Где звук?»
Дети определяют место заданного звука в слове (начало, середина или конец) и отмечают его на полосках бумаги разделенных на три части яркими линиями с помощью фишек.
«Кто больше?»
Дети должны найти на картине как можно больше предметов, в названии которых есть заданный звук. За каждое названное слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Игру можно проводить с мячом.
«Кто внимательней?»
Педагог показывает и называет картинки, в названии которых есть определенный звук. Дети должны назвать звук, который встречается во всех этих словах, затем вспомнить заданные слова, а потом придумать свои – на данный звук.
«Кто больше придумает слов?»
Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Можно усложнить задание, задавая место этого звука в слове (начало, середина, конец слова).
«Найди место для своей картинки»
Детям даются картинки, в названии которые встречаются схожие звуки, например: Ш и Ж. Им нужно разложить картинки на две кучки в зависимости от того, какой звук слышится в слове. Слова нужно подбирать так, чтобы произнесение соответствовало написанию.
«Подбери жильцов»
Детям предъявляются картинки (животные, птицы, насекомые) названия которых состоят из 1, 2, 3 слогов. С помощью отхлопывания дети определяют количество слогов в словах и подбирают для «жильцов» нужный домик (по числу окошек).
«Буква потерялась»
Дети должны определить пропущенный согласный звук в начале каждого слова, показать соответствующую букву:
Ш Р М Н Л С
-апка, -акета, -ожницы, -амалет, -астока, -аска, -алат, -ужа, -укавица,
-ука, -амокат, -арик, -камейка, -ожка, -ышка, -окоть, -ампочка, -кола.
«Прочти по первым буквам»
Из первых звуков в названиях каждых трех картинок составить односложное слово. Получившиеся слова записать печатными буквами. Например: собака, облако, молоток — сом; шуба, утка, маска – шум; ножницы, осел, санки – нос.