Валентин Катаев родился 28 января 1897 года. Валентин Катаев с отцом и братом Семья Катаевых была интеллигентной и образованной. Отец происходил из семьи священника, получивший прекрасное образование, а мать — из древнего казацкого рода, была дочерью высокопоставленного генерала. Родители увлекались литературой и искусством. Наличие в доме огромной библиотеки и ежевечерние чтения вслух открывали пути во множество миров. Любовь к русской литературе была у Валентина с детства, любимыми писателями были Пушкин, Л. Толстой, Чехов. Образование свое Валентин начал в Одесской гимназии. По его воспоминаниям, он постоянно пребывал в творческом возбуждении, пытался выплеснуть на бумагу мысли и чувства, которые теснились в голове. И в десять лет пишет свои первые стихи. Некоторые из них были напечатаны в одесских газетах, а в 1914 впервые стихи Катаева опубликовали в Петербурге в журнале «Весь мир». Одно из его первых стихотворений Весенний туман: Опять густой туман нагнало На город с моря и глядишь: Сырым и рыхлым покрывалом Дома окутаны до крыш. Расплывчаты, неясны мысли, Но спать нет силы до зари. И смотришь, как во мгле повисли Жемчужной нитью фонари.
Образование свое Валентин начал в Одесской гимназии. По его воспоминаниям, он постоянно пребывал в творческом возбуждении, пытался выплеснуть на бумагу мысли и чувства, которые теснились в голове. И в десять лет пишет свои первые стихи. Некоторые из них были напечатаны в одесских газетах, а в 1914 впервые стихи Катаева опубликовали в Петербурге в журнале «Весь мир». Одно из его первых стихотворений: Весенний туман: Опять густой туман нагнало На город с моря и глядишь: Сырым и рыхлым покрывалом Дома окутаны до крыш. Расплывчаты, неясны мысли, Но спать нет силы до зари. И смотришь, как во мгле повисли Жемчужной нитью фонари.
Большинство стихов Катаева о природе Страх. Глухая степь. Далекий лай собак. Весь небосклон пропитан лунным светом. И в серебре небес заброшенный ветряк Стоит зловещим силуэтом. Бесшумно тень моя по лопухам скользит И неотступно гонится за мною. Вокруг сверчков хрустальный хор звенит, Сияет жнивье под росою. В душе растет немая скорбь и жуть. В лучах луны вся степь белее снега. До боли страшно мне. О, если б как-нибудь Скорей добраться до ночлега!
Ураган первой мировой войны Первая мировая война 1914 года началась когда молодой Катаев он еще учился в гимназии. Война стала настоящим разрушительным ураганом, в окопах и переходах Катаев не переставал писать. Творчество было той важной ниточкой, которая связывала его с нормальным миром, в котором не было массовых смертей и разрывающихся снарядов. В прессе появляются его рассказы и очерки, посвященные фронтовой жизни. На этой войне писатель был дважды ранен и получил множество наград, одной из которых было дворянское звание. Итогом войны стали для Валентина Катаева его произведения, написанные как в тяжелые годы, так и последующие, на которых явственно ощущался отпечаток кровавых событий.
Послереволюционный период После революции родина писателя не могла наладить внутренний порядок, который постоянно переходил из рук в руки. Люди не понимали, кто им сегодня друг, кто враг. В это тяжелое время Катаев работал членом литературного объединения «Зеленая лампа». Не получая удовольствия от собственного творчества и общения с талантливыми коллегами писатель принимал участие в непрекращающихся боевых действиях.
Штатный фельетонист. В 1922 году он переехал в Москву. Здесь он пишет фельетоны и публикует их в газетах «Гудок», «Труд», «Рабочая газета» и продолжает работу над художественной прозой. Сотрудничает с такими молодыми писателями и поэтами как Илья Ильф, Евгений Петров, Юрий Олеша, Исаак Бабель, Константин Паустовский, Михаил Булгаков. Они соперничали и восхищались друг другом. В 1925 году опубликовал повесть «Растратчики», замеченную и критикой, и читателями. Эта повесть была инсценирована, спектакль с успехом шел с 1928 года на сцене МХАТа. Окрыленный признанием, Катаев пишет комедию «Квадратура круга», так же имевшую шумный успех. С тех пор постоянно писал для театра.
Командировка в Магнитогорск В 1932, совершив поездку на строительство Магнитогорска, Катаев пишет роман-хронику «Время, вперед!», ставшую важной вехой в его творчестве. Роман посвящен строительству Магнитогорского металлургического комбината. Для героев комбината труд это самоотвержение, битва, на строительстве они чувствуют себя как на фронте. Название этого романа Катаев взял строку из произведения Маяковского «Марш времени»
«Волны черного моря» В 1936 году Катаев пишет одно из самых поэтичных произведений повесть «Белеет парус одинокий». Работая над этой книгой писатель использовал факты и события своего детства. Пред глазами встает Одесса начала ХХ века. Это реалистическая приключенческая и остросюжетная повесть. Она положила начало циклу «Волны черного моря» в который вошли книги: «Хуторок в степи», «Зимний ветер», «Катакомбы». Трилогия охватывает несколько десятилетий истории страны: от первой русской революции 1905 года, октября 1917года, Гражданской войны до Великой отечественной войны.
В годы Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны Валентин Катаев, уже известный писатель, а по возрасту немолодой человек, вновь надел военную форму, стал фронтовым корреспондентом «Правды» и «Красной звезды» «, где печатались его очерки с фронта. Пройдя войну, увидев безмерное людское горе, испытав собственные несчастья, Валентин Петрович написал немало рассказов и повестей, где показал трагедию войны, её противоестественность В этот период были написаны рассказы «Третий танк», «Флаг», повести «Жена», «Сын полка», пьесы «Отчий дом», «Синий платочек».
«Я видел чудо человеческой доброты-армия обратила внимание на детей, и я понял, что об этом надо написать». В. Катаев О книге «Сын полка» Катаев рассказывал: «Тему я нашел в 1942 году. Встречался с подобными мальчуганами неоднократно.» В центре повести судьба крестьянского мальчика усыновленным полком, который согрел его своей добротой и вниманием и помог мальчику стать смелым разведчиком. «Сын полка» на многие годы стал одной из популярных и любимых детских книг о войне. В 1946 году поп повести был снят фильм в том же году повесть была удостоена Государственной премии.
Для самых маленьких. В творчество Катаева приметное место занимают сказки. Для самых маленьких читателей были написаны несколько сказок: «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик», «Голубок», «Пень», «Жемчужина». Наиболее популярная из них Цветиксемицветик. Этому волшебному цветку, способному исполнять желания в 2010 году в Перми был открыт памятник. На семи лепестках этого каменного цветка написаны слова-пожелания: «мир», «здоровье», «мудрость», «удача», «любовь», «красота», «богатство». По примете, прикоснувшись к ним, каждый может «призвать» недостающее для полного счастья составляющее.
В 1955 году настоящим детищем Катаева стал знаменитый журнал «Юность», главным редактором которого он был на протяжении 20 лет. А в конце 60-х годов появляется «совсем новый» Катаев. Новые произведения пленительны по стилю и чрезвычайно интересны по содержанию. В этой манере написаны лирико-философские мемуарные повести: «Святой колодец»-в книге нет героев, сюжета. В ней запечатлен внутренний мир человека. Эта повесть о людях, которых встречал автор на своем пути. «Трава забвенья»- действие происходит в годы Гражданской войны и позже. И.А. Бунин и В. Маяковский-как бы два полюса одной исторической эпохи. «они оба стоят рядом со мной в моей памяти, и ничего с этим не поделаешь». «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона»- состоит из воспоминаний детства, которые предстают перед читателями в художественном беспорядке, а не по хронологии событий. «Алмазный венец». Пред читателем предстает литературная Москва 20-х годов прошлого века, друзья автора-писатели и поэты того времени. Но у героев нет собственных имен, а только прозвища. Это будто книга-загадка: «Угадай, кто это?» «Сухой Лиман»- это эпилог многотомного романа Катаева под условным названием Святой колодец памяти». Здесь в последний раз сошлись вместе герои, объединились сюжеты многих книг. Это жизнь писателя, пропущенная сквозь призму воспоминаний. Умер Катаев 12 апреля 1986 года, и похоронен на Новодевичьем кладбище.