Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители — первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.
Семья — школа чувств. Наблюдая за отношением взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребёнок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает в детстве — положительные или отрицательные; какие проявления взрослых наблюдает: заботу, доброту, сердечность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Всё это своеобразная азбука чувств, первый кирпичик в будущем становлении личности человека.
Будет ли первоначальный опыт общения ребёнка со взрослыми положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе.
Если взрослые всё своё внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз ребенка, создаются условия для процветания эгоцентризма.
Если же ребёнок не получает необходимого внимания, ласки, понимания, он может начать добиваться этого, используя разные способы, в том числе упрямство, капризы.
Там, где ребёнок равноправный член семьи, причастен к её делам, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей) определённые обязанности, создаются более благополучные условия для формирования у него активной положительной жизненной позиции
К сожалению, современное состояние семьи можно охарактеризовать как кризисное.
Растёт число неблагополучных семей, в которых родители не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни.
Более того, появились так называемые «семьи риска», где родители пьют, бьют детей. Не уменьшается волна детской преступности, жестокости, агрессии.
Истоки этого прискорбного факта можно наблюдать уже в дошкольном возрасте.
В семье, которая испытывает житейские сложности, родители раздражены, и это раздражение, как волна, накрывает душу ребёнка. Закручивается некая пружина, и в какой-то момент раскручивается, ударяет. Этот удар может прийтись по отношению к сверстникам и по самим родителям — так ребёнок протестует против негатива, его окружающего.
СТАТИСТИКА
Идеальный ребенок (по мнению родителей)— это ребенок, который:
Слушается во всем своих родителей;
Выполняет все то, что ему поручают в школе и дома;
Помогает старшим братьям, сестрам и взрослым, не обижает младших;
Умеет отвечать за свои поступки;
Самостоятелен и активен;
Имеет друзей и дорожит ими;
В любой ситуации всегда говорит правду;
Дорожит своей семьей , родными и близкими ему людьми, бережно относится к своим родителям;
Имеет в доме свои обязанности и ответственно к ним относится;
Знает материальные возможности семьи и старается их придерживаться;
Умеет и хочет трудиться, с раннего детства определяет, чего он хочет добиться в жизни.
Идеальными родителями (по мнению учащихся) считают:
Понимают своих детей;
Любят своих детей;
Помогают решать проблемы;
Не кричат на своих детей;
Готовы к тому, чтобы всегда выслушать и поддержать своих детей;
Не читают нотации;
Памятка для родителей: Не жалейте время на детей, Разглядите взрослых в них людей, Перестаньте ссориться и злиться, Попытайтесь с ними подружиться. Постарайтесь их не упрекать, Научитесь слушать, понимать. Обогрейте их своим теплом, Крепостью для них пусть станет дом.