«Что нужно знать родителям первоклассника?»

«Обучение – это больше, чем приобретение способности мыслить; это приобретение многочисленных навыков, чтобы думать о разных вещах»» Л.В.Выгоцкий

Ваши дети – первоклассники. Теперь у них все по-новому: уроки, учителя, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Вам предстоит вместе радоваться и огорчаться, преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться — значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребенка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников.

Адаптация — процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. Трудность или легкость адаптации зависит от особенности нервной системы ребенка;
темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта. С приходом в школу меняется вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями, с новыми требованиями. Представьте, что в одной обстановке 30 ученикам даются одинаковые задания, результат которых потом и оценивается. Это для ребенка стресс. Одно из кардинальных отличий школы от детского сада – система оценивания ребенка. Дети привыкли, что их хвалят в детском саду уже за то, что они «старались». В школе оценивается не процесс, а результат. Многие первоклассники с трудом привыкают к этому. Некоторые приходят в школу с неадекватно завышенной самооценкой и требуют завышения отметки. На этой почве может проявиться конфликтное поведение, вплоть до демонстрации неврологических реакций. Ваше отношение к правилам во многом определяет, как ребенок относится к ним, и потому – как он станет регулировать свое поведение в классе, насколько тщательно будет выполнять задания, а отсюда – насколько вырастет его авторитет среди одноклассников. Ведь первоклашки (особенно первоклашки, ведь психологически они еще дошкольники!) оценивают друг друга через оценку педагогом того, что он делает. Новые нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка – тем более детям тяжело усваивать. К этим нормам нужно адаптироваться.

Вот некоторые полезные советы для более мягкой адаптации ребенка к школе:

1. Положительный настрой. Помогите ребенку настроиться на позитивный опыт. Поговорите с ним о том, что школа — это место, где он узнает много интересного, встретит новых друзей и разовьет свои навыки. Будьте терпеливыми и поддерживающими. Постарайтесь понять эмоции ребенка и помочь ему справиться с любыми страхами или тревогами, связанными с школой.

2. Поддержка дома. Вы можете помочь ребенку выполнять домашнее задание в младших классах, но сидеть с ним постоянно не следует. Иначе он не сможет дальше работать самостоятельно. Будьте рядом, чтобы он мог попросить помощи, но не делайте что-то за него.

3. Помощь в социализации. Помогите ребенку находить общий язык с другими детьми. Спросите его о его новых друзьях, поощряйте совместные игры и встречи после школы.
4. Общение с учителями. Установите контакт с учителями, чтобы быть в курсе успехов и проблем ребенка в школе.

5. Включение в школьные мероприятия. Поощряйте ребенка участвовать во внеклассных мероприятиях, которые соответствуют его интересам, чтобы расширить круг общения.

6. Составьте «карту дней недели » и повесьте ее на видное место, например, на холодильник. Заполняйте с ребенком планы на будущую неделю, отмечайте успехи на прошлой неделе.

7. Не поощряйте успехи в адаптации в школе ребенка едой (посещение пиццерии, сладкие продукты, конфеты), покупками игрушек. Поощряйте ребенка психологически: добрые слова, поддержка, одобрение и т.п.
В среднем адаптация к школе занимает от двух до шести месяцев, поэтому первоклассникам в школе постепенно увеличивают число уроков и рекомендуют первое время ребенка ничем дополнительным не нагружать.
Ближе к окончанию периода адаптации (4-6 месяцев) вам будет понятно насколько ребенок справляется с основной нагрузкой в школе, как он себя чувствует, успевает ли отдыхать, играть, общаться с ровесниками. Если да, то тогда уже совместно с ним вы можете обсуждать дополнительные кружки и интересы.

Первый год в школе — важный этап в жизни ребенка и его родителей. Ранний подъем, общение с одноклассниками и выполнение домашних заданий могут вызвать у ребенка стресс.
Чтобы обсудить правила поведения в коллективе можно, использовать для примера ценности вашей семьи. «Например: мы друг друга уважаем, не переходим на личности в спорах. Говорим о чувствах и поступках, а не о человеке. Бережно относимся к своим границам и к границам другого. Если что-то не нравится, говорим четкое «нет».
Научите ребенка самостоятельности.
Ребенок навсегда останется ребенком для своих родителей, однако обретение самостоятельности — важный шаг в его развитии.
Вот несколько советов, как научить малыша справляться самому:
1. Личный пример — ваш верный помощник. Если ребенок говорит: «Я не могу, помоги мне». Не решайте проблему сиюминутно. Подбодрите словами: «Давай сделаем вместе, я тебя сейчас научу».
2. Установите границы и озвучьте их следующим образом: «Есть вещи, которые ты можешь делать сам (-а), я не буду их делать за тебя».
3. Верьте в своего ребенка, напоминайте, что с помощью маленьких шагов у него все получится.

Если ребенок не хочет идти в школу, значит, он к ней не готов. Ваша задача – создать в семье благоприятный эмоциональный фон, связанный с предстоящим обучением в школе, уделить внимание развитию познавательных способностей ребенка, приобретению им навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

 Заранее перестройте режим дня так, чтобы начало учебного года не было сопряжено с трудностями утренних подъемов.

 Поиграйте с ребенком в школу. Приучайте его к тому, что его будут называть по фамилии, и что ничего обидного в этом нет, напротив, этим стоит гордиться.

 Следите за своими эмоциями. Не запугивайте ребенка школой, внушайте ему, что у него все получится. Не обсуждайте при ребенке те трудности, с которыми он может столкнуться.

 По возможности как можно раньше познакомьте ребенка с будущей учительницей, покажите ему школу, класс.

 Заранее продумайте, как сделать первый школьный день радостным для ребенка. Собирайте его в школу с праздничным настроением, весело. После школы организуйте семейный праздник.

 Первые два месяца учебного года целиком посвятите тому, чтобы помочь ребенку сориентироваться в новой обстановке: наладить режим дня, распределить время между различными видами занятий. Не забывайте, что шестилетнему ребенку необходимы игры и прогулки.

 Малышу будет легче привыкнуть к школе, если его заранее ориентировать на то, что учеба – это труд, который требует усилий и старания. Важно, чтобы ребенок понял, что любой труд предполагает трудности, которые нужно постараться преодолеть, именно этим он и интересен.

 Обязательно интересуйтесь школьными новостями. Так как в 1 классе отметок не выставляют, спрашивайте, что нового узнал ребенок, что на уроке показалось самым интересным, в какие игры играли, чему он научился, что больше всего запомнилось.

 Если у малыша что-то не получается, он прежде всего должен чувствовать поддержку и видеть вашу уверенность в том, что это временные трудности, с которыми он обязательно справится. Ребенок имеет право что-то не знать и не уметь, ведь в школу он пошел, чтобы учиться, а не демонстрировать уже имеющиеся достижения.

Не ругайте ребенка за неудачи, но обязательно хвалите за самый маленький успех!

Не забываем про основное:

 Подъем и зарядка. Нужно постепенно приучать ребенка к раннему утреннему подъему. Такое плавное вхождение в новый ритм жизни поможет втянуться в учебный процесс.

 Завтрак и сборы. Собираться нужно с вечера. Только не берите обязанность на себя — это забота школьника. Можно напомнить и помочь,
но подготовиться он должен сам. Чувство ответственности укрепляет самооценку.

 Еда с собой. Давайте ребенку с собой фрукты и бутылочку с водой. Обезвоживание влияет на интенсивность мыслительного процесса.

 Сон. Детям нужно спать не менее 10–10,5 часа в сутки. Хроническое недосыпание приводит к снижению работоспособности.

 Проветривайте комнату, не позволяйте активные игры (в т.ч. компьютерные) перед сном, ограничивайте просмотр телевизора.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.