Единый День Информирования «Республиканская тема: ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫМ И ДОСТУПНЫМ ЖИЛЬЕМ – ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА»

Материалы подготовлены

Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь на основе информации Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, отделом идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Пружанского райисполкома

Вопрос обеспечения граждан качественным и доступным жильем находится на постоянном контроле Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

Итоги реализации государственной политики в области жилищного строительства в 2011–2015 годах

Реализация государственной политики в области жилищного строительства позволила в 2011–2015 годах ввести в эксплуатацию
25,8 млн. м² жилья, при этом около 53% жилья (13,7 млн. м²) построено для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (196,7 тыс. семей).

В этот период в Республике Беларусь было положено начало строительству по государственному заказу и формированию  фонда жилых помещений коммерческого использования.

В 2011–2015 годах около 12 млн. м² жилья общей площади было введено с использованием различных видов господдержки, в том числе и по госзаказу: по данным Белстата, фактический ввод жилья по госзаказу за 2014–2015 годы составил 1086,4 тыс. м².

За это время доля жилья, построенного для многодетных семей, в общем объеме введенного жилья выросла с 5,6% до 7,4%.

За 2011–2015 годы:

построено 321,6 тыс. м² жилья социального пользования;

введено в эксплуатацию 465,5 тыс. м² жилых помещений коммерческого использования;

на строительство жилья направлено 147,7 трлн. руб., из них
41,5 трлн. руб. – льготные кредиты банков, на строительство инфраструктуры – 26,8 трлн. руб.

Существенно увеличилась доля собственных средств организаций и населения в общем объеме финансирования жилищного строительства. По итогам 2015 года она превысила 60%.

В общем количестве нуждающихся в улучшении жилищных условий основную долю составляют городские жители – 90,1%, доля сельских  – всего лишь 9,9%. На конец 2015 года таких граждан (семей) было 718,2 тыс., что  на 95,4 тыс. меньше, чем в 2013 году.

В Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь, разработанной на период до 2016 года, были представлены принципиально новые направления в финансировании жилищного строительства – нормативно оформлена ипотека и начата разработка системы жилищных строительных сбережений (далее – система ЖСС).

Справочно.

Ипотека – это долгосрочный кредит под залог недвижимого имущества на приобретение жилья в собственность.

Система ЖСС – система финансовых и организационных мероприятий по улучшению жилищных условий участников, основанная на привлечении денежных средств участников во вклады, начислении на них дохода, выделении  премий государства и предоставлении им кредитов при условии накопления не менее минимально необходимой суммы жилищных строительных сбережений в течение срока накопления в соответствии с условиями договора о жилищных строительных сбережениях.

По итогам ввода жилья за 2016 год регионами планируется выполнить годовое задание по общему вводу и с государственной поддержкой.

В Беларуси процесс формирования фонда жилых помещений коммерческого использования госжилфонда начался после принятия Главой государства Указа от 8 ноября 2011 г. № 512 ”О некоторых вопросах использования государственного жилищного фонда“. Уже в 2012 году было введено в эксплуатацию 190 арендных квартир.

Формы кредитования жилищного строительства граждан Справочно.

Количество банков, участвующих в кредитовании физических лиц на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья, увеличилось с восьми в январе до девяти в сентябре 2016 г. (ОАО ”АСБ Беларусбанк“, ОАО ”Белагропромбанк“, ОАО ”БПС-Сбербанк“, ОАО ”Белинвестбанк“, ОАО ”Белгазпромбанк“, ОАО ”Банк БелВЭБ“, ”Приорбанк“ ОАО, ОАО ”Технобанк“, ОАО ”Паритетбанк“).

Средняя процентная ставка по новым кредитам в белорусских рублях, предоставленным физическим лицам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья (без учета кредитов, предоставленных на льготных условиях по решениям Президента), в январе 2016 г. сложилась на уровне 30,1% годовых, в сентябре – 22,8% годовых, снизившись с начала года  на 7,3 процентного пункта.

Средняя процентная ставка по новым кредитам в белорусских рублях, предоставленным физическим лицам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья (с учетом кредитов, предоставленных на льготных условиях по решениям Президента), в январе 2016 г. сложилась на уровне 7,3% годовых, в сентябре – 7,9% годовых, незначительно увеличившись с начала года на 0,6 процентного пункта.

Система строительных сбережений, предлагаемая ОАО ”АСБ Беларусбанк“, реализуется с 1 июля 2006 г. Предполагает два этапа:

– накопление собственных сбережений;

– период кредитования.

Право участника на получение кредита возникает после окончания сберегательного этапа, в течение которого осуществлялось накопление и хранение денежных средств. Кредиты предоставляются на приобретение жилых помещений, строительство жилых помещений путем приобретения жилищных облигаций в белорусских рублях.

Предполагается, что операторами вышеназванной системы ЖСС смогут стать все банки Республики Беларусь, что позволит быстрее внедрить систему и создать конкурентную среду.

Банки будут  устанавливать самостоятельно тарифные программы, включающие сроки накоплений, порядок кредитования и условия смены тарифной программы.

В круг участников ЖСС смогут входить все категории граждан (нуждающиеся и не нуждающиеся в улучшении жилищных условий). Это будет соответствовать общемировой модели функционирования классической системы ЖСС, основными залогами успешной работы которой являются привлечение в нее максимально широкого круга участников и поощрение их премией государства за то, что граждане на долгосрочной основе хранят деньги в данной системе, даже тех, кто не планирует в будущем вкладывать средства в улучшение жилищных условий. Предусматривается предоставление возможности использования средств системы ЖСС не только на строительство, но и на приобретение, а также на капитальный ремонт и реконструкцию жилья.

Также предполагается освобождение от налогообложения процентов по вкладу.

Ориентируясь на мировую практику жилищного кредитования, для обеспечения доступности кредитов на финансирование жилья уровень инфляции в стране не должен превышать 5–8%, а уровень процентной ставки по долгосрочным кредитам в национальной валюте на указанные цели – 12–15% годовых. Стоимость 1 м² не должна превышать среднемесячную номинальную заработную плату более чем в 2 раза.

В целях укрепления доверия к белорусскому рублю процентные ставки в экономике будут поддерживаться на положительном в реальном выражении уровне, обеспечивающем сохранность сбережений в национальной валюте.

Предполагается снизить ставку рефинансирования до значения
14–16% годовых в 2017 году и 7–9% годовых в 2020 году.

В проекте Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы прогнозируется, что процентные ставки по новым кредитам в национальной валюте сложатся к концу 2017 года на уровне 17–18% годовых, 2018 года – 14–15% годовых, 2019 года – 11–12% годовых, 2020 года – 9–11% годовых.

Реализация мер, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, позволит создать благоприятные условия для внедрения в стране систем жилищных строительных сбережений и ипотечного кредитования.

Необходимо особо отметить такой новый для Беларуси инструмент улучшения жилищных условий, как лизинг.

С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2014 г. № 99 ”О вопросах регулирования лизинговой деятельности“ созданы правовые условия для получения физическими лицами во владение и пользование на условиях лизинга имущества для использования в личных, бытовых, социальных и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Уже сегодня в рамках положений данного Указа и Гражданского кодекса Республики Беларусь граждане имеют возможность получать в лизинг жилые дома и квартиры. Такие лизинговые продукты предлагают физическим лицам отдельные лизинговые организации.

Вместе с тем на сегодняшний день Жилищным кодексом Республики Беларусь и иным жилищным законодательством не определены многие аспекты гражданско-правовых, жилищных, административных отношений, права и обязанности сторон, связанные с заключением и исполнением договора лизинга жилого помещения. В связи с этим для обеспечения достаточного, комплексного правового регулирования всех аспектов лизинга жилых помещений, защиты прав и законных интересов лизингополучателей – физических лиц Национальным банком разработан и согласовывается с заинтересованными государственными органами проект Указа Президента Республики Беларусь ”О внесении дополнений и изменений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам лизинговой деятельности“.

В 2016 году за 9 месяцев на территории Пружанского района введено в эксплуатацию 10 959 м2, общей площади жилья, в том числе: два 40-квартирных жилых дома общей площадью 4730 м2; 15 одноквартирных жилых домов для сельхозпредприятий района – 1297,5 м2; индивидуальные застройщики ввели в эксплуатацию жилые дома общей площадью 7 053 м2, предстоит ввести в эксплуатацию всего 12 000 м2 общей площади жилья.

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.