Основные причины жестокого обращения с детьми носят социальный
характер. Особенно это касается физического и сексуального видов насилия,
которые чаще всего практикуются в семьях, где не принято считаться с нормами этики и морали.
Вот примерный перечень факторов, которыми в большинстве случаев бывает обусловлено жестокое обращение:
- неполные, малообеспеченные семьи;
- семьи, в которых один из родителей не приходится ребенку кровным
родственником (отчим, мачеха); - отсутствие у родителей постоянного места работы;
- криминальное прошлое родителей или других взрослых членов семьи;
- наличие у одного или обоих родителей алкогольной или наркотической
зависимости; - низкий уровень образования и культуры внутри семьи;
- наличие у ребенка психических, умственных или физических
отклонений и пр.
В группу повышенного риска попадают семьи, в которых присутствует сразу
несколько факторов, причем на практике именно так и происходит: трудно найти семью алкоголиков или наркоманов, обладающих стабильным заработком и высокими моральными устоями. Но, к сожалению, внешнее благополучие далеко не всегда является гарантией
уважительного отношения к ребенку внутри семьи — нередко насилие,
особенно психологическое, применяют к своим детям и вполне образованные
люди и, что прискорбнее всего, не видят в этом ничего плохого или
противоестественного.
Насилие над детьми в семье: виды
Под категорию «жестокое обращение с детьми» подпадает любое насилие
по отношению к ребенку со стороны родителей или тех, на кого их функции
возложены законом (например, опекунов или попечителей, воспитателей детских домов и пр.), а также других более взрослых членов семьи. При этом оно необязательно должно выражаться в применении телесных наказаний или в виде сексуального домогательства — психологическое насилие ничуть не менее опасно.
Физическое насилие
Побои (как однократные, так и систематические), нанесение телесных повреждений, любое другое физическое воздействие на ребенка, а также намеренное лишение его пищи, воды и возможности отправлять естественные надобности, прочие издевательства и истязания — все это
квалифицируется как насилие, независимо от тяжести последствий, которая влияет лишь на меру ответственности.
Сексуальное насилие
Под ним понимаются домогательства, имеющие сексуальную подоплеку, вовлечение ребенка в совершение действий соответствующего характера, демонстрация половых органов или любых произведений порнографического содержания (иллюстраций, книг, фильмов, видеороликов и пр.). Важно: ребенок, не достигший 16 лет, обладает тотальной половой неприкосновенностью. Поэтому его согласие на участие в подобных действиях не означает отсутствие в них насильственной составляющей. В силу возраста и особенностей психики, дети и подростки не способны осознать недопустимость подобного поведения по отношению к ним, а также степень причиняемого вреда.
Эмоциональное (психическое) насилие
Это самый сложно доказуемый вид жестокого обращения с детьми, но в то
же время самый часто применяющихся в семьях. Особенно это касается
ячеек общества с пониженным культурным уровнем. Психическое насилие
может принимать следующие формы:
- высказывание в адрес ребенка угроз (в том числе в виде шантажа —
например, угроза при
чинения побоев в случае невыполнения
требований родителей, непослушания, низкой успеваемости и пр.);
оскорбление, унижение достоинства (обзывательства, грубая критика и
пр.); - демонстрация пренебрежения как к самому ребенку, так и к его нуждам
и интересам (в том числе ограничение без объективной мотивации
общения ребенка со сверстниками, отказ в обеспечении условий для
развития и пр.).
Несмотря на кажущуюся незначительность последствий эмоционального
насилия по сравнению с физическим или сексуальным, результатом
психологического воздействия нередко становится формирование у ребенка
патологических и прочих негативных черт характера, смещение системы
ценностей, возникновение сложностей в социализации.
Психологическое насилие над детьми
Опасность жестокого обращения с детьми, выраженного в применении психологического насилия, нередко вызывает сомнения. Однако последствия
его могут принимать глобальный и порой необратимый характер:
- формирование у ребенка негативных жизненных установок;
- задержка умственного, психического или речевого развития;
- возникновение сложностей при адаптации в обществе и снижение
коммуникативных навыков; - снижение способности к обучению;
- утрата уважительного отношения к родителям;
- патологические изменения психики, трудно поддающиеся коррекции.
Все это практически неизменно приводит к полной или частичной асоциализации, признаки которой все сильнее проявляются по мере взросления ребенка. Впоследствии попытки самоутвердиться нередко приводят к плачевным результатам — криминализации, алкоголизму,
наркомании и пр.