Как обеспечить своему ребенку безопасность? Особенно в периоды, когда дети предоставлены сами себе? Эти вопросы волнуют каждого родителя.
Возможны два принципиально различных пути его предотвращения. Первый состоит в стремлении взрослых обезопасить жизнь, убрав от ребенка опасности или ребенка от них. А если вещи, таящие опасность, убрать нельзя, нам рекомендуют: «Не оставляйте детей без присмотра». Такой путь борьбы с травматизмом направлен лишь на сиюминутный результат и не учитывает последствий, к которым ведет. Дети при этом остаются в неведении, они не знают, что в окружающей жизни есть опасности, и вырастают неосторожными. Они не умеют обращаться с опасными предметами и будут беспомощными в любой опасной обстановке. Итак, господствующий сейчас путь — оградить детей от опасности, — как это ни парадоксально, объективно способствует росту детского травматизма!
Но возможен второй путь: сознательно готовить ребенка к встрече с опасностями, которые всегда были, есть и будут в жизни, чтобы он:
— знал опасности, которые могут ему встретиться, и поэтому был бы сам осторожен и других мог бы предупредить;
— умел обращаться с опасными предметами, инструментами, веществами;
— был сильным, ловким, сообразительным, чтобы находить выход из сложных и опасных положений;
— знал меру своих возможностей, чтобы чувствовать границы допустимого риска.
И тогда его безопасность, и комфорт будут очень сильно зависеть от того, что вложили в детскую голову мама с папой. Какие важные правила безопасного поведения смогут сохранить не только Ваши нервы, но и жизнь любимому чаду?
Первое и главное, о чем хочется сказать: родительский инструктаж должен быть многоразовым, с отработкой навыков на практике! Ребенку недостаточно один раз сказать, что нельзя ходить с незнакомцем смотреть котенка вон за теми гаражами. Ему недостаточно показать мультик о правильном переходе дороги. О самых важных вещах ребенку нужно рассказывать много раз.
Что должен знать ребенок:
1. Учим с ребенком: имя, фамилию, домашний адрес и телефон хотя бы мамы НАИЗУСТЬ, номера телефонов экстренных служб 101, 102, 103.
2. Заменяем наставления и запугивания — игрой. Мы должны показать на примере ребенку самые простые ситуации:
— Как отвечать по телефону.
— Что говорить, если в дверь позвонили.
— Как говорить «нет».
— Помочь найти самые безопасные места по дороге в школу.
— Показать, куда ребенок должен бежать в случае, если к нему начнет приставать незнакомый?
3. Во время каждой прогулки уделяем пять минут «проверке бдительности». Вплетаем беседы о безопасности в подъезде, заходя в лифт, при виде стройки или гаражей.
4. Что можно заблудиться, проехать свою остановку, забыть дорогу домой – но это не страшно, паниковать не нужно, ВАЖНО вовремя обратиться за помощью и следовать простым правилам. К кому безопаснее обращаться за помощью: сотрудникам милиции, женщинам с детьми, работникам торговых центров или офисов. Важно, чтобы ребенок не стеснялся обращаться за помощью.
5. Повторяем, кому из знакомых взрослых можно доверять. Рассказываем детям о том, что никто из посторонних не должен их трогать, целовать и гладить. Подать эту информацию можно так: «У каждого человека есть свое личное пространство, в которое разрешено входить только самым близким. Твои близкие — это твоя семья».
6. Что можно и НУЖНО вырываться и кричать в ответ на малейшие проявления навязчивого поведения, попытки взять за руку. Убегать и звать на помощь: «Помогите!» «Я не знаю этого дядю!» — подскажите слова заранее.
Что должен знать взрослый:
1. Познакомиться с учителями, воспитателями, руководителями кружков и
секций, которые посещает ребенок, хранить номера их телефонов
2. Познакомиться с друзьями и приятелями ребенка, по возможности – их
родителями и хранить номера их телефонов
3. Каждый раз, провожая ребенка на прогулку, знать, куда он идет, с кем он
идет и когда собирается вернуться
4. Обычные маршруты ребенка: в школу, к приятелю, в секцию. Любимые места игр и детских сборищ.
Дорогие родители, мы не можем сделать так, чтобы нашим детям никогда ничто не угрожало. Но в наших силах многое сделать для того, чтобы в случае опасности они не просто знали, как поступать правильно, но и умели это делать без замешательства и сомнений. А мы пожелаем, чтобы все перечисленные правила не пригодились вашему ребенку никогда!