Методы профилактики профессионального выгорания педагогов

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов.

Три основные составляющие СЭВ:

  • Эмоциональное истощение(проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и чувстве опустошенности, усталости, происходит потеря интереса к работе)
  • Деперсонализация(возникновение равнодушного и даже негативного отношения к людям, с которыми работаешь; контакты с ними становятся формальными)
  • Редукция профессиональных достижений(появление чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере)

Профессиональное выгорание характеризуется рядом признаков (симптомов):

  • Поведенческие(часто смотрит на часы, опаздывает, увеличивает употребление меняющих настроение психоактивных веществ (кофе, курение и т.п)
  • Аффективные(плохое настроение, утрата чувства юмора, самообвинение и т.д.)
  • Когнитивные(упорные мысли о том, чтобы оставить работу, неспособность концентрировать внимание, неуверенность в процессе выполнения работы)
  • Физические (нарушение сна, головные боли, нарушение здоровья)
  • Нарушения в общении

Методы профилактики профессионального выгорания:

  • Релаксация;
  • правильное планирование дня;
  • здоровый образ жизни;
  • регулярный самоанализ причин стрессовых ситуаций;
  • наличие любимого дела, хобби;
  • хорошие взаимоотношения с окружающими;
  • умение находить позитив в повседневных заботах;
  • наличие активной позиции в профессиональной жизни (перестать чувствовать себя жертвой обстоятельств), т.е. реализация себя как активной личности в активной профессиональной среде;
  • готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок;
  • укрепление в своей личности тех ее качеств, которые особенно необходимы и востребованы в современном обществе (готовность к включению в новые проекты, укрепление у себя ресурса «успеха» и уверенности в своих силах);
  • создание оптимистической профессиональной перспективы, усиление авторства своей жизни даже в сложных обстоятельствах;
  • поддержание позитивной «Я-концепции», себя как профессионала, акцент на своих достижениях, усиление своих положительных качеств;
  • развитие внутренней личностной ответственности за свое психическое и физическое здоровье;
  • развитие способность жить в ладу с самим собой, внутреннюю гармонию, принятие реальных факторов своей профессиональной жизни;
  • умение понять себя как индивидуальность, самобытность, действование не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней;
  • владение приемами физического и психического самовосстановления после перегрузок, нормализации работоспособности;
  • исключение из своей жизни саморазрушающих и самопоражающих стратегий поведения, усиление своего жизненного потенциала и жизнестойкости;
  • своевременное решение конфликтов, проблем (откладывание в дальний ящик стрессогенных факторов способствует их накоплению и последующему усилению, трудноразрешаемости).

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.