«Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Предотвращение основных рисков. Особенности виктимного поведения («жертвенное» поведение)»

Насилие – это принуждение, осуществляемое субъектом или группой лиц для достижения и сохранения собственных целей. Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение чувства страха. Насилие – это сила слабого, в большей степени обусловленная потребностью человека в самоутверждении через подавление других.

Виды насилия

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими. Эти повреждения могут вызвать серьезное нарушение физического или психического здоровья ребенка, отставание в развитии или даже привести к смерти.

К прямым психологическим последствиям физ. насилия в отношении ребенка относят появление характерных эмоциональных реакций – тревоги, страхов, беспокойства. У многих детей, которых подвергали физ. наказаниям, выявляются расстройства сна, аппетита, различные тики, энурезы и другая неврозоподобная симптоматика. Мл. школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы. Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.

Психологическое насилие – периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на ребенка, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации. Эмоциональное насилие характеризуется нарушением привязанности родителей к ребенку и эмоциональным отвержением. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, верят, что они действительно плохие, порочные, глупые, никчемные и несостоятельные.

К формам психологического насилия относят:

Отвержение – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство ( враждебное отношение , публичное унижение, постоянная критика)

Терроризирование – угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место (оставление в опасной ситуации, постановка перед ребенком сверхсложных задач с угрозой наказания за невыполнение, угроза совершения насилия над тем, кого р. любит (включая домашнее животное)).

Изоляция – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его.

Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и лишение его эмоциональной стимуляции (отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви и заботы)

Пренебрежение основными нуждами ребенка – нежелание или неспособность родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворить основные потребности ребенка, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза здоровью и развитию.(не кормить, не одевать, не лечить, оставлять одних, лишать должного внимания и заботы, в результате чего для ребенка повышается риск стать жертвой несчастного случая, быть вовлеченным в употребление алкоголя или наркотиков, а также совершение преступлений).

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без в осознаваемые или неосознаваемые им, в силу функциональной незрелости, в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.

Последствия насилия: кратковременные и длительные

Насилие – один из самых травматичных опытов, который может пережить ребенок. Оно нарушает процесс социализации ребенка и оказывает влияние на динамику его психического развития.

Ближайшие последствия проявляют себя как симптомы посттравматического стрессового расстройства, проявляющиеся в виде острых реакций на травму, а отдаленные последствия насилия проявляют себя в виде стойких нарушений на физиологическом уровне – это задержка физического, речевого или моторного развития, приобретение психосоматических заболеваний; на когнитивном уровне – это трудности концентрации внимания, ухудшение памяти, снижение успеваемости, формирование негативных представлений о себе; на эмоциональном уровне – это повышенная тревожность, притупленность эмоций или взрывные реакции, страхи, приступы гнева и ярости, чувство вины, стыда, беспомощности, неумение сопереживать, пассивность, снижение самооценки; на поведенческом уровне – это снижение успеваемости и проблемы с учебой, агрессия по отношению к людям и животным, «жертвенное» и зависимое поведение, правонарушения, побеги из дома, уход в наркоманию и алкоголизм; на социальном уровне – это тенденция к изоляции от социальных контактов из-за депрессии и травмированного образа себя, сложности в создании отношений из-за агрессивного поведения и импульсивности, сложности образовывать устойчивые отношения из-за недоверия и нарушенной самооценки, воспроизведение и тиражирование насильственных отношений в собственных семьях и с собственными детьми.

Понятие «виктимное поведение» берет свое начало с криминалистики. В данном аспекте значение термина определяется, как «учение о жертве». Еще в ХХ веке данное научное направление начало свое существование. Целью виктимологии является изучение жертв преступления. Через определенный период времени представление о данном явлении изменилось, и «виктимность», «виктимное поведение» становятся предметом довольно важного внимания криминологии, а также социологии, социальной психологии, психологии личности, а также психопатологии.

Выделяют следующие уровни виктимности, которые проявляются в жизни человека, склонного к виктимному поведению:

  1. Нормальный уровень виктимности присущ тем личностям, которые характеризуются довольно хорошей адаптацией в обществе;
  2. Среднестатистический уровень виктимности зависит от определенных социальных условий, а также утвержденных культурных и общественных норм виктимности;
  3. Высокий уровень виктимности связан с нестандартными качествами человека, увеличивающими уровень уязвимости личности, а также уменьшают ее адаптацию в обществе.

В механизме школьной виктимизации личности подростка, выделяют четыре компонента:

  • ситуативный компонент виктимогенного характера – в качестве примера могут выступать причинение вреда, либо же участие в коллективной школьной драке, ссоры между одноклассниками и т.д.;
  • виктимогенные индивидуально-психологические особенности ребенка – на первое место выступают в данном компоненте такие качества личности как: дерзость, наглость и агрессивность в поведении, конфликтность в различных ситуациях или же повышенный уровень тревожности, преобладает чувство страха, неадекватная самооценка, отсутствие уверенности в себе и др.;
  • специфическое психоэмоциональное состояние школьника. Предопределяется эмоциональной возбужденностью, угнетенностью, а также депрессивным состоянием, при проявлении неврозов, фрустраций и др.;
  • виктимогенное поведение. При данном поведении, первостепенным фактором является намеренное провоцирование определенного индивида на конфликт, драку, либо же наоборот, проявляется в демонстрации нерешительности, отсутствии уверенности в собственных силах и поступках.

Безусловно, ситуативный компонент, как правило, является первостепенным аспектом в становлении виктимного поведения, а также в возникновении определенных виктимных ситуаций и их развитии.

Чаще всего виктимному поведению подвержены подростки, поскольку наиболее негативными факторами повышенного уровня виктимности в данном возрастном периоде являются: отрицательное влияние взрослых на психику подростка, различные телевизионные программы, зависимость от группы сверстников или неформальных объединений подростков, формирующих антисоциальную установку личности. В результате такого отрицательного влияния школьники прибегают к антисоциальным проступкам, а также ставят себя в положение жертвы.

К профилактическим методам и формам виктимного поведения среди подростков можно отнести:

  1. Психологическое изучение «портрета» жертвы. Данный метод предполагает исследование, изучение причин, приводящих к виктимному поведению человека. Для этого используют социометрические методы сбора информации, тестирование, наблюдение и др.
  2. Вербальный метод (лекция, беседа диспут, индивидуальная и групповая работа). Действенным методом профилактики виктимного поведения может стать беседа – способ индивидуальной или групповой работы, направленный на предупреждение возможности в определенной ситуации стать жертвой.
  3. Тренинг. Одним из наиболее эффективных методов в работе с подростками в формировании навыков безопасного поведения в контексте профилактики виктимного поведения является психологический тренинг. Огромным потенциалом обладает метод социально-психологического тренинга, который представляет собой специальную форму обучения знаниям, умениям, навыкам в сферах эффективного, социально приемлемого межличностного общения и взаимодействия. Социально-психологический тренинг решает важные коммуникативные задачи: развитие коммуникативных умений (ведение дискуссий, эффективное разрешение конфликтных ситуаций); проработка и углубление опыта анализа ситуаций группового общения и взаимодействия;

Психолого-педагогический тренинг, чаще применяемый специалистами образовательных организаций, ориентирован, прежде всего, на усвоение эффективных способов предупреждения противоправных деяний, в условиях образовательной среды, проработку и анализ стратегий поведения в ситуациях, которые могут поставить ребенка в роль жертвы и опасны для его жизни.  В тренингах возможно использование ситуационно-ролевых, дидактических, творческих, организационно-деятельностных, игровых, традиционных и нетрадиционных методов работы.

При организации тренинговых занятий с подростками рекомендуется использовать подвижные игры с целью преодоления скованности и напряженности, создания доверительного общения между участниками. Сюжетно-ролевые игры, как правило, становятся инструментом диагностики и самодиагностики, которые способствуют обнаружению затруднений в общении, а также психологических проблем в личностном развитии. Не стоит забывать, что игра всего лишь косвенно влияет на процесс обучения: игровая деятельность способствует развитию новых поведенческих навыков и их закреплению; в ходе игры формируются эффективные коммуникативные умения; сюжетно-ролевая игра способствует приобретению опыта взаимодействия с другими людьми.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.