Материал подготовлен Информационно-аналитическим центром
при Администрации Президента Республики Беларусь
на основе информации Министерства образования Республики Беларусь
Интеллект человека – главная движущая сила развития современного государства. Именно совокупные результаты труда граждан определяют конкурентоспособность любой страны. Национальной системе образования принадлежит ключевая роль в формировании человеческого капитала, подготовке профессионалов для экономики знаний XXI века.
В своем докладе на пятом Всебелорусском народном собрании Президент А.Г.Лукашенко, характеризуя перспективные направления социально-экономического развития Республики Беларусь, заявил: ”Мотивированная, образованная, активная молодежь – это, по сути, стратегический ресурс развития страны. Ведь от того, какую смену мы воспитаем, насколько подготовим к самостоятельной жизни, зависит будущее государства, прогресс или деградация общества“.
По словам белорусского лидера, ”система образования должна вырабатывать у людей способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Надо научить учиться“.
Система образования Республики Беларусь
В Республике Беларусь сложилась целостная и сбалансированная система образования, позволяющая каждому гражданину страны реализовать свое право на образование для того, чтобы быть успешным и востребованным в обществе.
В нашей стране функционируют более 8 тыс. учреждений образования (далее – УО), в которых трудятся около 430 тыс. работников.
Беларусь по праву считают государством, где реализуется принцип непрерывности образования (”образование через всю жизнь“).
Национальная система образования включает:
- дошкольное образование;
- общее среднее образование;
- специальное образование (для детей с особенностями психофизического развития);
- профессионально-техническое и среднее специальное образование;
- высшее образование;
- послевузовское образование (аспирантура и докторантура);
- дополнительное образование взрослых;
- дополнительное образование детей и молодежи.
В настоящее время дошкольное образование получают более 418,1 тыс. воспитанников, общее среднее – 982,2 тыс. учащихся, профессионально-техническое и среднее специальное – 70,3 и 117,8 тыс. человек.
В соответствии с мировыми тенденциями на уровне высшего образования подготовка специалистов ведется на двух ступенях.
Подготовку специалистов в стране обеспечивают 42 государственных и 9 частных вузов (34 университета, 9 академий, 8 институтов) по 15 профилям образования, включающим около 380 специальностей на I ступени и более 300 – в магистратуре. В государственных учреждениях высшего образования (далее – УВО) обучаются более 290,8 тыс. студентов и 10,6 тыс. магистрантов. Общий студенческий контингент превышает 310 тыс. человек. Сегодня в Беларуси 330 студентов на 10 тыс. населения, что соответствует уровню европейских стран.
На 1 января 2016 г. численность лиц, осваивающих содержание аспирантуры (адъюнктуры), составляла 4 931 человек; численность докторантов – 351 человек.
Образовательные программы дополнительного образования взрослых реализуют около 400 различных учреждений образования и организаций. Повышением квалификации, стажировкой, подготовкой и переподготовкой ежегодно охвачено более 480 тыс. человек. Переподготовка руководящих работников и специалистов ведется по 386 специальностям. Профессиональное обучение рабочих осуществляется по 4,8 тыс. профессий.
В системе дополнительного образования детей и молодежи функционируют 297 учреждений, в которых занимаются 388,36 тысяч детей (каждый третий учащийся системы общего среднего образования).
Объемы финансирования сферы образования Республики Беларусь соизмеримы с государственными расходами на образование в большинстве развитых стран мира и превышают расходы России и Казахстана. В 2016 году расходы консолидированного бюджета на образование составили 4 593,7 млн. рублей, или 4,87% от ВВП, с учетом внебюджетных средств – 5 142,9 млн. рублей, или 5,45% от ВВП (2015 год – 5,35% от ВВП).
Справочно.
По данным 2014 года государственные расходы на образование во Франции составили 5,5% от ВВП, в Нидерландах – 5,4%, в Германии – 4,3%,
в Австрии – 5,0%. В 2015 году государственные расходы на образование в России составили 3,8% от ВВП, в Казахстане – 3,3%, в Азербайджане – 3,0%.
Обеспечено выполнение государственных социальных стандартов в области образования.
Последовательно решаются вопросы укрепления материально-технической базы. В 2016 году введены в строй 25 объектов образования.
Справочно. В том числе ведены в строй 3 школы на 1 091 ученическое место, 12 дошкольных учреждений на 2 670 мест, 9 жилых домов для семей, воспитывающих детей-сирот, и оставшихся без попечения родителей детей, здание спального корпуса со спортивным блоком и актовым залом спецшколы-интерната в г.Могилеве (первая очередь).
За счет кредитных средств Всемирного банка в рамках проекта ”Модернизация системы образования Республики Беларусь“ выполняются работы по реконструкции и ремонту 19 учреждений общего среднего образования. Продолжается строительство общежития на 1 038 мест для белорусских и китайских студентов за счет средств технико-экономической помощи Китайской Народной Республики.
Основные направления развития системы образования Республики Беларусь определены Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы и Государственной программой ”Образование и молодежная политика“ на 2016–2020 годы.
Социальные гарантии, которые предоставляет гражданам национальная система образования
Граждане Республики Беларусь имеют право:
– получить в государственных учреждениях образования (далее – ГУО) бесплатное дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, специальное, дополнительное образование, а на конкурсной основе – бесплатное среднее специальное, высшее и послевузовское образование (если человек получает его впервые);
– получить второе образование по иной специальности, повысить квалификацию, пройти переподготовку.
В рамках образовательного процесса предусмотрены многочисленные социальные гарантии.
К примеру, плата за учебники в Беларуси невысокая. При этом для отдельных категорий детей предусмотрено бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, инвалидов с детства; лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования и страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом и других категорий).
Для обучающихся из многодетных семей плата за пользование учебниками и учебными пособиями снижается на 50%. Электронные версии учебников находятся в свободном доступе в сети Интернет (http://uchebniki.by/).
Ряд категорий учащихся получают питание за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (дети из малообеспеченных семей; из семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет; 1–4 классов всех учреждений общего среднего образования, а также 5–11 классов учреждений общего среднего образования, проживающие в сельских населенных пунктах; из семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы; находящиеся в социально опасном положении и др.).
Хорошо успевающим студентам выплачивается стипендия. Выпускникам, обучавшимся за счет средств бюджета, гарантируется предоставление первого рабочего места в соответствии с законодательством о труде путем распределения.
Государством обеспечиваются социальные гарантии работникам, направляемым нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку (сохранение средней заработной платы по месту работы на период обучения, оплата проезда к месту учебы, командировочных, суточных, проживание и др.).
Поддержка одаренных учащихся и студентов
О качестве белорусского образования свидетельствуют успешные выступления белорусских учащихся и студентов на международных олимпиадах и турнирах.
Справочно.
В 2016 году на международных предметных олимпиадах школьниками завоевано 42 медали (всего было 46 участников), в том числе 5 золотых, 17 серебряных, 20 бронзовых медалей (2015 год – 37 медалей, в том числе 1 золотая, 15 серебряных и 21 бронзовая медаль).
На состоявшейся в апреле 2016 г. в Румынии XXIII международной конференции юных ученых по физике, математике, информатике и экологии наши учащиеся завоевали 2 золотые медали, 1 серебряную и 3 бронзовых медали, а также получили специальный приз за лучшую презентацию доклада.
На состоявшемся в июне 2016 г. в России XIX Международном турнире юных физиков команда Республики Беларусь завоевала бронзовые медали. На VIII международном турнире юных математиков в июле 2016 г. в России наша команда завоевала серебряные медали.
Важнейшим элементом системы государственной поддержки одаренных учащихся и студентов является специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. За 20 лет существования фонда были вынесены решения о присуждении более 33 тыс. поощрений учащимся и студентам, добившимся наивысших результатов на республиканских и международных интеллектуальных состязаниях. В 2016 году совет фонда принял решение о поощрении
2 178 человек (1 972 учащихся, студентов, курсантов, 206 педагогических работников) и 4-х научных, интеллектуальных и творческих объединений учащихся и студентов на общую сумму 610 338 рублей.
В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь в 2004 году создан Республиканский банк данных одаренной молодежи. На сегодняшний день на учете в банке данных состоит 5 939 человек.
Граждане (в возрасте до 31 года), включенные в банки данных одаренной и талантливой молодежи, имеют право на внеочередное получение жилого помещения в общежитии на период обучения; на первоочередное распределение после окончания УВО. Также предусмотрено повышение на 50% тарифных ставок (окладов) молодым специалистам с высшим образованием, включенным в банки данных одаренной и талантливой молодежи в период обучения в УВО и принятым на работу в организации, финансируемые из бюджета. Лауреатам фонда предоставлены права на поступление без вступительных испытаний в учреждения высшего образования, магистратуру и аспирантуру; на получение льготного кредита на строительство (реконструкцию) либо приобретение жилого помещения.
Участие Республики Беларусь в формировании Европейского пространства высшего образования
Процедура присоединения Республики Беларусь к Европейскому пространству высшего образования (далее – ЕПВО, существует с 1 июля 2010 г., до этого – Болонский процесс) начата в 2010 году в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь.
Решение в отношении присоединения Беларуси к ЕПВО было принято 14 мая 2015 г. в г.Ереване на конференции министров образования.
На протяжении более 10 лет Министерство образования системно работало по имплементации (внедрению) инструментов ЕПВО в национальную систему образования, поэтому существенной перестройки национальной системы образования происходить не будет.
В целях обеспечения более тесной связи образования с рынком труда и оперативного реагирования на его запросы начата разработка образовательных стандартов высшего образования нового поколения.
В 2016 году организован пересмотр Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ”Специальности и квалификации“ ОКРБ 011–2009 с целью приведения в соответствие с Международной стандартной классификацией образования (МСКО–2011), классификацией видов экономической деятельности (ОКРБ 005–2011) и оптимизации количества специальностей (исключения дублирования) и сроков подготовки.
Подходы к совершенствованию системы высшего образования нашли отражение в проекте новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании, который вынесен в феврале 2017 г. на общественное обсуждение.
Экспорт белорусских образовательных услуг
Республика Беларусь является участником 105 международных договоров в сфере образования, науки и молодежной политики (2005 год – 39 договоров).
Справочно.
В 2016 году подписаны межправительственные соглашения с Пакистаном о взаимном признании документов об образовании, документов об обучении; Польшей – о сотрудничестве в сфере образования; межведомственные соглашения, меморандумы с Китаем, Турцией, Саудовской Аравией, Молдовой по вопросам сотрудничества в сфере образования, науки и молодежной политики.
Успешно работают 12 совместных центров международного научно-технического сотрудничества с Россией, Казахстаном, Латвией, Китаем, Кореей, Венесуэлой.
С каждым годом в нашу страну приезжает все большее количество иностранных граждан, желающих получить образование в Беларуси. Сегодня в УО Республики Беларусь обучается более 20 тыс. иностранных граждан из 107 стран.
Экспорт белорусских образовательных услуг охватывает страны СНГ (Туркменистан, Россия, Азербайджан, Казахстан, Таджикистан), Южной и Юго-Восточной Азии (Китай, Бангладеш, Вьетнам, Пакистан, Шри-Ланка), Ближнего Востока (Ирак, Ливан, Иран, Турция), Африки и Латинской Америки (Нигерия, Эквадор, Венесуэла).
За 2016 год экспорт услуг образования по отрасли ”Образование“ составил 70,7 млн. долл. США, обеспечен темп роста экспорта услуг за 2016 год к 2015 году в 115,5 %.
В структуре экспорта услуг за 2016 год услуги образования составляют 79,7%, услуги в области науки – 9,2%, туристские услуги – 9,8%, прочие услуги – 1,3%.
Университеты Минобразования поддерживают партнерские отношения в сфере научного и научно-технического взаимодействия с научными организациями 64 стран мира в рамках свыше 1 820 договоров. Ими налажен экспорт приборов и устройств, применяемых в медицине, устройств на жидких кристаллах, лазеров, приборов и аппаратов для физического или химического анализа, аппаратуры для измерения и контроля электрических величин и излучений, которые относятся к высокотехнологичным и наукоемким товарам (работ, услуг).
Справочно.
Экспорт научно-технической продукции, работ, услуг в 2016 году, по предварительным данным, составляет около 7,5 млн. долл. США. Лидеры по экспорту товаров (работ, услуг): БГУ (более 3,3 млн. долл. США), БГУИР (свыше 3,0 млн.долл. США), БНТУ (около 0,7 млн. долл. США).
Коммерциализации результатов способствуют рекламные сайты разработок университетов и информационно-маркетинговый узел Министерства образования (www.imu.metolit.by), который функционирует не только на русском и английском языках, но и на китайском (www.belarus-china.metolit.by) и испанском языках (www.belven.metolit.by).
В 2016 года БГУ упрочил свои позиции в рейтинге QS World University Rankings и занял 354 позицию. Это самая высокая позиция, которую когда-либо занимали белорусские вузы в авторитетных мировых рейтингах.
Актуальные вопросы дошкольного образования
”Шаговая“ доступность детских садов
Министерство образования и органы государственного управления заинтересованы в решении проблемы превышения наполняемости в отдельных детских садах и максимальном обеспечении их ”шаговой“ доступности.
Справочно.
В 2016 году введено в эксплуатацию 12 учреждений дошкольного образования на 2 670 мест (2015 год – 14 учреждений на 2 000 мест). Организован подвоз 10 137 воспитанников к детским садам (2015 год – 11 374 воспитанников). Отвечая на потребности родителей, создаются группы кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении (2016 год – 4 378 групп посещали 37 617 детей, 2015 год – 3 571 группу посещали 30 716 детей).
На уровне Правительства утвержден специальный план мероприятий, который предусматривает строительство в 2017–2020 годах 57 учреждений дошкольного образования на 10 900 мест, внедрение альтернативных форм дошкольных учреждений: размещение детских садов на первых этажах жилых зданий, открытие групп кратковременного пребывания, семейных детских садов в пристроенных к жилым домам помещениях, создание учреждений дошкольного образования частной формы собственности.
Платные образовательные услуги
По запросам родителей в дошкольных учреждениях оказываются платные образовательные услуги для детей по направлениям: ”Иностранный язык“, ”Хореография“, ”Детское ручное ткачество“, ”Материнская школа“.
Организация сбалансированного и качественного питания детей
Для удешевления питания на местах заключаются договоры с шефствующими организациями по оказанию безвозмездной помощи в приобретении овощной продукции, организуется самостоятельная заготовка и закладка овощей в овощехранилища учреждений дошкольного образования, поставка продуктов питания производится преимущественно от товаропроизводителей.
Натуральные нормы питания по основным группам продуктов, показывающие его сбалансированность и полезность, в 2016 году выполнялись на высоком уровне – от 85,0 до 98,0 %.
Справочно.
Брестская область – 94,0 %, Витебская область – 98,0 %, Гомельская область – 97,46%, Гродненская область – 94,4%, г.Минск – 85,5 %, Минская область – 93,2 %, Могилевская область – 85,0 %.
Для обеспечения эффективного контроля за качеством питания в дошкольных учреждениях устанавливаются специальные компьютерные программы для составления ежедневного меню, меню-требования и анализа выполнения натуральных норм.
Охрана и пропускной режим в дошкольных учреждениях
В учреждениях дошкольного образования на центральном входе в здание устанавливается пост охраны. Непосредственная охрана здания в выходные и праздничные дни осуществляется сторожами по графику, утвержденному руководителем учреждения дошкольного образования.
Право разрешения на вход посетителей (въезд, выезд транспорта) имеют следующие должностные лица: заведующий, заместитель заведующего по хозяйственной работе, заместитель заведующего по основной деятельности.
Вход в здание учреждения дошкольного образования лиц разрешается только при наличии у них документа, удостоверяющего личность, после регистрации в журнале учета посетителей.
Круглосуточный доступ в здание учреждения дошкольного образования разрешен заведующему, его заместителям, персоналу обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций.
Актуальные вопросы общего среднего образования
Деятельность родительского и попечительского советов
В декабре 2016 г. внесены изменения и дополнения в положения о родительском комитете и попечительском совете учреждений образования, чтобы более четко разграничить их функции.
Одна из задач деятельности попечительского совета (в его состав могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица) – содействовать УО в развитии материально-технической базы. Денежные средства, направленные в распоряжение попечительского совета, формируются из добровольных перечислений (взносов) физических лиц, зачисляемых на текущий (расчетный счет) по учету внебюджетных средств УО.
Для решения актуальных задач учреждений общего среднего образования руководитель вместе с попечительским советом имеет право привлекать дополнительные источники финансирования, в том числе спонсорскую помощь и средства родителей. Родительская помощь может оказываться только на добровольной основе путем перечисления средств на расчетный счет УО.
Родительские комитеты гимназий, школ не имеют права собирать деньги на нужды учреждений образования. В то же время члены родительского комитета УО, руководители УО согласовывают вопросы, для чего и в каком размере направляются денежные средства попечительского совета.
Школьная форма
Во всех видах учреждений общего среднего образования учащиеся І–ХІ классов придерживаются одежды делового стиля. Эта норма определяется уставом и правилами внутреннего трудового распорядка учреждения общего среднего образования.
Образцы моделей одежды делового стиля для учащихся учреждений общего среднего образования размещены на портале Министерства образования Республики Беларусь.
Родительские комитеты совместно с администрацией школ могут решать вопрос школьной формы, выбирая модели, цвета и качество тканей, из которых будет изготовлена одежда делового стиля для учащихся данного учреждения образования.
Совершенствование организации образовательного процесса (новые учебные программы, создание современных учебников)
В Беларуси поэтапно по всем учебным предметам вводятся обновленные учебные программы, учитывающие межпредметные связи и имеющие практическую (практикоориентированную) направленность.
В 2015/2016 учебном году по новым учебным программам обучались учащиеся I, V, X классов; в 2016/2017 учебном году по новым учебным программам обучаются учащиеся I, II, V, VI, X, XI классов.
С 1 февраля 2017 г. на Национальном образовательном портале (http://adu.by) работает открытая интернет-площадка ”Новые учебные программы: изучаем, обсуждаем“, на которой представлены обновленные учебные программы по всем учебным предметам. Все заинтересованные могут обратиться на портал с вопросами, предложениями, замечаниями и пожеланиями по интерактивной ссылке http://adu.by/ru/infoliniya.html.
В соответствии с Перспективным планом подготовки и выпуска учебников в 2016 году издано 46 учебных пособий; 14 из них – учебники нового поколения (яркие, написанные простым, доступным языком, имеющие современную электронную версию).
Проводится конкурс на создание учебников, в авторские коллективы входят учителя-практики. Разрабатывается целостный учебно-методический комплекс, включающий в себя учебник, учебно-методическое пособие для учителя, при необходимости рабочую тетрадь для учащихся. Все материалы издаются как на русском, так и на белорусском языке.
Справочно.
В период с 2017 по 2020 год планируется издать 231 учебное пособие: 2017 год – 53, 2018 год – 71, 2019 год – 58, 2020 год – 49.
Централизованно поставляется современное оборудование в кабинеты физики и химии. В 2013–2016 годах поставлено учебное оборудование для 612 учебных кабинетов физики и 166 кабинетов химии.
Учащиеся X–XI классов могут получить повышенный уровень подготовки, обучаясь в так называемых ”профильных“ классах. В рамках профильного обучения ученики имеют возможность не только изучать учебные предметы на повышенном уровне, что позволит успешно сдать централизованное тестирование (далее – ЦТ), но и освоить профессионально ориентированные курсы на факультативных занятиях, чтобы осознанно подойти к выбору будущей профессии.
Справочно.
В 2016/2017 учебном году профильные классы открыты в 1343 учреждениях общего среднего образования, учебные предметы на повышенном уровне изучают 28 917 (49,7%) учащихся X классов и 26 336 (46,5%) учащихся XI классов. Открыто 319 педагогических классов и групп, в которых обучаются 3 542 учащихся.
Развитие ”Электронной школы“
Перспективным направлением развития системы образования является реализация проекта ”Электронная школа“, который включает в себя оснащение всех школ страны высокоскоростным беспроводным Интернетом; разработку и внедрение электронных документов (классного журнала и дневника), так называемую ”карту учащегося“, автоматизацию персонифицированного учета достижений учащихся.
Справочно.
В г. Минске с сентября 2013 г. осуществляется реализация регионального пилотного проекта ”Апробация модели управляемого развития электронных образовательных услуг“ (”Электронная школа“), осуществляется апробация и внедрение двух элементов электронной школы: ”Карта учащегося“, он-лайн сервис ”Электронный журнал-дневник“. ”Карта учащегося“ рассматривается как многофункциональный документ (карта – пропуск, читательский билет, платежное средство, проездной документ). Оформление и получение ”Карты учащегося“ осуществляются на добровольной основе.
Организация шестого школьного дня
Особенностью организации обучения и воспитания в школах Республики Беларусь является пятидневная учебная неделя и ”неучебная суббота“ – день для развития личности учащегося.
Как заявил Глава государства на состоявшейся 3 февраля 2017 г. встрече с представителями общественности, белорусских и зарубежных СМИ ”Большой разговор с Президентом“, ”почему мы – бездельники – пять дней работаем, два отдыхаем, а дети должны работать шесть дней и еще на воскресенье хватает?.. Суббота должна была быть спортивным днем, трудовое обучение. Ну и может быть кто-то хочет что-то подрепетировать. Если надо где-то факультативчик в субботу – полтора-два часа (не больше, не перегружая детей), – хорошо, пусть будут факультативы“.
Посещение учащимися мероприятий шестого школьного дня осуществляется на добровольной основе.
Справочно.
Как правило, в субботний день в учреждениях образования заняты от 40% до 80% обучающихся. Наиболее активны в различных мероприятиях учащиеся V–IX классов, учащиеся X–XI классов отдают предпочтение факультативным занятиям, спортивным секциям, мероприятиям профориентационного характера.
В шестой школьный день могут проводиться итоговые мероприятия предметных недель, научно-практические конференции, интеллектуальные конкурсы, фестивали и иные образовательные и культурные мероприятия для учащихся, а также экскурсии и туристические походы в соответствии с перечнем рекомендуемых Министерством образования для посещения обучающимися экскурсионных объектов и туристических маршрутов.
Справочно.
В 2015/2016 учебном году более 70 тыс. учащихся приняли участие в туристических походах и более 230 тыс. чел. в экскурсиях по историческим местам и достопримечательностям нашей страны (из них 63% экскурсий и турпоходов осуществлялись в шестой школьный день).
В целях профессиональной ориентации, формирования практических навыков на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования для учащихся организуются мероприятия трудовой направленности (мастер-классы, ”трудовые мастерские“, профессиональные пробы, иные формы работы), профориентационные мероприятия, допрофессиональная подготовка.
В субботу для развития учащихся организована деятельность объединений по интересам в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи (около 65% объединений по интересам работают в субботу), объединений по интересам в учреждениях культуры и спортивных секций в специальных учебно-спортивных учреждениях.
Особое внимание в настоящее время уделяется проведению в шестой школьный день мероприятий для родителей (”Родительские университеты“, консультации учителей-предметников). Родителям предоставляется возможность для получения информации о специфике содержания учебных предметов; требованиях, предъявляемых к результатам учебной деятельности учащихся; нормах оценки результатов учебной деятельности по учебному предмету; успехах и затруднениях ребенка при изучении учебного предмета; объеме, содержании домашних заданий, требованиях к качеству их выполнения.
Каждое учреждение образования с учетом интересов участников образовательного процесса, потенциала социокультурной сферы имеет свою систему организации шестого школьного дня и может самостоятельно определять мероприятия, регулировать расписание факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, объединений по интересам, проведение консультаций учителей-предметников в этот день.
Информация о предлагаемых в шестой школьной день мероприятиях размещается на информационных стендах, интернет-сайтах учреждений образования, доводится до сведения родителей на родительских собраниях.
Вступительная кампания 2017 года
По предварительным данным, в 2017 году выпуск девятиклассников составит 87,3 тыс. человек (в 2016 году – 90,7 тыс. человек), выпуск одиннадцатиклассников – 57,8 тыс. человек (в 2016 году – 57,4 тыс. человек).
В 2017 году прием для получения профессионально-технического образования будет осуществляться в соответствии с Правилами приема, утвержденными постановлением Правительства Республики Беларусь от 14.07.2011 № 953, нормы которых являются стабильными на протяжении последних лет.
Прием на уровень среднего специального образования в 2017 году будет осуществляться в соответствии с Правилами приема, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 09.01.2017 № 4).
Главные новшества для абитуриентов, выпускников IX классов:
четко установлен порядок формирования конкурса на основе суммы среднего балла документа об образовании и результатов вступительных испытаний по специальности (при их наличии);
при поступлении по конкурсу среднего балла свидетельства об образовании учитывается отметка только по профильному предмету (не ниже 4-х).
Справочно.
На уровень среднего специального образования в 2017 году планируется принять в очной и заочной форме 39,1 тыс. человек, в том числе за счет средств бюджета – 24,2 тыс. человек.
В общем приеме более 50% составляют профили образования ”Техника и технология“, ”Сельское и лесное хозяйство“.
Прием на уровень высшего образования будут осуществлять 42 государственных и 9 частных вузов.
Справочно.
В УВО на дневную бюджетную форму обучения планируется принять 22,3 тыс. человек (2016 год – 22,5 тыс. человек), на заочную бюджетную форму – 4,9 тыс. человек (2016 год – 5,3 тыс. человек).
В 2017 году будет предусмотрен расширенный набор в вузы на дневную бюджетную форму обучения по специальностям, связанным с развитием энергетики, биотехнологий, робототехники, автоматизации, физики, математики, астрономии, космических технологий, 3D-технологий, нанотехнологий, фармацевтики, экологии и иными перспективными направлениями.
Прием на платной основе для получения образования в дневной форме планируется на уровне 16,4 тыс. человек (2016 год – 17,4 тыс. человек), в заочной форме – 18,1 тыс. человек (2016 год – 19,8 тыс. человек).
Контрольные цифры приема в учреждения высшего образования на 2017 год в разрезе специальностей и форм получения образования будут утверждены и доведены до общественности до 1 апреля 2017 г.
Указом Президента Республики Беларусь от 09.01.2017 № 4 внесены изменения и дополнения в Правила приема лиц для получения высшего образования I ступени, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 (далее – Правила приема).
Основные особенности приемной кампании в вузы 2017 года:
введение нормы, разрешающей сдачу четвертого вступительного испытания в форме ЦТ. По желанию абитуриента предоставляется право дополнительно сдать одно вступительное испытание в форме ЦТ. При этом норма зачисления по результатам трех вступительных испытаний (государственному языку (на выбор) и двум профильным вступительным испытаниям) сохранена. В общий конкурсный балл абитуриента, как и прежде, включен средний балл документа об образовании;
действие сертификатов ЦТ в течение двух лет. Полученные в 2017 году оригиналы сертификатов ЦТ можно будет использовать в следующем году;
зачисление выпускников учреждений среднего специального образования, поступающих для получения высшего образования в сокращенный срок, по результатам двух профильных вступительных испытаний и среднего балла документа об образовании (без сдачи ЦТ по языку);
введение трех резервных дней для участия в ЦТ (для абитуриентов, по уважительной причине не прошедших ЦТ в основные дни).
Право поступления без вступительных испытаний на определенные специальности имеют победители олимпиад, конкурсов, чемпионатов (учебных, творческих, спортивных), обладатели аттестата об общем среднем образовании с награждением золотой, серебряной медалью, ”красного“ диплома о среднем специальном, профессионально-техническом образовании, лауреаты специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся.
Без вступительных испытаний на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования, зачисляются выпускники, прошедшие обучение в профильных классах педагогической направленности, при наличии в документе об образовании отметок не ниже 7 (семи) баллов по всем учебным предметам и отметок не ниже 8 (восьми) баллов по профильным учебным предметам. При этом абитуриентам необходимо иметь рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они закончили, и пройти собеседование, а также обязательно работать по распределению не менее пяти лет.
В части проведения в 2017 году ЦТ планируется организовать:
- регистрацию абитуриентов – со 2 мая по 1 июня;
- основной этап ЦТ – с 12 июня по 2 июля;
- регистрацию абитуриентов на резервные дни – с 30 июня по 3 июля;
- резервные дни – 6, 8,10 июля;
- время работы пунктов регистрации – с 9.00 до 19.00 (в субботние воскресные и праздничные дни – с 9.00 до 18.00).
Постановления Министерства образования ”О проведении централизованного тестирования по учебным предметам в 2017 году“ и
”О сроках вступительной кампании в УВО в 2017 году“ будут утверждены не позднее 1 апреля 2017 г.
Ежегодно на сайте Министерства образования работает рубрика ”Абитуриенту“.
В целях оказания помощи абитуриентам, родителям и общественности в получении информации по приему в Министерстве образования будет организована работа телефонной ”горячей линии“.
Во время вступительной кампании на сайтах УО размещается информация о ходе приема документов, которая обновляется ежедневно не реже одного раза в 3 часа работы приемной комиссии (12.00, 15.00, 18.00).
Обеспечение экономики специалистами с соответствующим образованием
На пятом Всебелорусском народном собрании Глава государства в числе важных посылов развития национального образования особо отметил следующий: ”Система образования не должна быть оторванной от экономики. Надо увеличивать практико-ориентированность обучения. Это единственный путь подготовки специалистов, владеющих информационными технологиями“.
Усиливается практическая направленность обучения. Доля практического обучения в общем объеме учебных занятий составляет от 22% до 60% в зависимости от специальности.
В республике функционируют свыше тысячи (1048) филиалов кафедр на предприятиях, имеющих высокотехнологичные производства, в институтах НАН Беларуси и организациях социальной сферы.
В 2016 году подготовлено 31,2 тыс. рабочих с профессионально-техническим образованием, из них – 14,7 тыс. рабочих с повышенным уровнем квалификации (4-й разряд и выше); 36,3 тыс. специалистов со средним специальным образованием; 79,6 тыс. специалистов с высшим образованием (в том числе 5 тыс. магистров).
Реализуются мероприятия по подготовке научных работников высшей квалификации для реального сектора экономики и обеспечения развития высокотехнологичных производств, относящихся к V и VI технологическим укладам.
На указанные цели по всей отрасли в 2016–2020 годах планируется направить 76,6 млн. рублей.
Распределение (направление на работу) выпускников государственных учреждений
Процедура распределения выпускников (определения места работы) осуществляется как в целях социальной защиты выпускников, так и для удовлетворения потребности отраслей экономики и социальной сферы в специалистах, рабочих, служащих.
Справочно:
Вопросы распределения (направления на работу) выпускников государственных учреждений образования находятся в компетенции учреждений образования.
Распределению подлежат выпускники, получившие высшее образование за счет бюджетных средств, а также высшее образование I ступени, не менее половины срока обучения которых финансировалось за счет бюджетных средств и осуществлялось в дневной форме получения образования, за исключением лиц, на момент распределения обучающихся в вечерней или заочной форме и работающих по получаемой специальности, а также обучавшихся на условиях целевой подготовки. ”Целевики“ направляются на работу в соответствии с заключенными договорами о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего).
В последние годы распределение проходит в условиях снижения кадровых потребностей нанимателей. Снизился текущий спрос на выпускников УО по специальностям, связанным с реальным сектором экономики, – строительством и промышленностью. При этом в 2015–2016 годах не было отмечено затруднений с распределением выпускников вузов по специальностям в сфере здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, связи, в ИТ-сфере, по педагогическим специальностям.
Тем не менее в 2016 году практически всем студентам было предоставлено первое рабочее место (свыше 95%).
В 2017 году количество студентов выпускных курсов государственных вузов, которые обучаются на I ступени высшего образования (специалисты) за счет средств республиканского бюджета, составляет примерно 32,9 тыс. человек. Из них 25,0 тыс. выпускников дневной формы получения образования будет подлежать распределению (в 2016 году – 19,6 тыс.).
По окончании обучения в УО выпускникам, получившим свидетельство о направлении на работу, предоставляются гарантии и компенсации: трудоустройство в соответствии с полученной специальностью и присвоенной квалификацией; отдых продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, – 45 календарных дней; компенсации в связи с переездом на работу в другую местность в соответствии с законодательством о труде; денежная помощь, размер, источники финансирования и порядок выплаты которой определяются Правительством Республики Беларусь, и др.
Справочно.
Молодым специалистам, молодым рабочим (служащим) областные, Минский городской Советы депутатов, наниматели в соответствии с законодательством могут устанавливать денежную помощь, выделять средства с целью компенсации затрат на наем жилых помещений.
Выпускники, которым предоставлено место работы путем распределения, обязаны отработать на данном рабочем месте установленные сроки –
как правило, от 2 до 5 лет (для ”целевиков“). Предусмотрено возмещение средств, затраченных государством, в случае нарушения условий договора о подготовке специалиста.
*****
Обеспечение доступности и качества образования по-прежнему остается ключевым приоритетом устойчивого развития Республики Беларусь.
Цели национальной социально-справедливой образовательной системы – удовлетворение образовательных запросов граждан, содействие развитию их индивидуальных интеллектуальных, творческих, нравственных, физических способностей. Этого можно достичь за счет использования инновационных принципов и подходов в обучении, углубления научного и учебно-методического обеспечения образования, обновления и расширения материально-технической базы, рационального сочетания бесплатной и платной форм получения образования населением, обеспечения широкого выбора образовательных программ и услуг, информатизации образовательного процесса.
Профсоюзные организации Брестской области
как гарант защиты прав трудящихся
(В помощь информационно-пропагандистским группам)
Профсоюз — это добровольная общественная организация, объединяющая работников, связанных общими интересами по роду их деятельности, как в производственной, так и в непроизводственной сферах, для защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов.
По состоянию на 1 января 2017 года в области действует 22 отраслевых профсоюза, входящих в Федерацию профсоюзов Беларуси, в том числе 14 профсоюзов, которые имеют руководящие областные органы и 2876 первичных профсоюзных организаций. Численность членов профсоюзов, входящих в Федерацию профсоюзов Беларуси, составляет 464 989 человек.
Одним из ключевых направлений деятельности профсоюзов по защите прав и социально-экономических интересов трудящихся является социальное партнерство (взаимодействие органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы при разработке и реализации социально-экономической политики государства).
Работу сторон социального партнерства возглавил областной совет по трудовым и социальным вопросам, сопредседателями которого являются Мурашкин Александр Андреевич – председатель Брестского областного объединения профсоюзов, Клец Андрей Анатольевич — первый заместитель председателя облисполкома и Савчиц Александр Васильевич – председатель областного союза нанимателей.
В области также осуществляют свою деятельность 3 городских, 16 районных и 31 отраслевой совет по трудовым и социальным вопросам.
Благодаря активному развитию социального партнерства решаются вопросы увеличения заработной платы, обеспечения занятости, соблюдения законных прав работников, безопасных условий и охраны труда.
Благодаря конструктивной позиции сторон в области действует хорошо сбалансированное и выверенное в вопросах интересов человека труда Соглашение между Брестским областным исполнительным комитетом, областными объединениями нанимателей и областным объединением профсоюзов (далее – Соглашение). Соглашение стало основой для коллективных переговоров, отраслевых и местных соглашений, заключенных на уровне городов и районов области, коллективных договоров в организациях.
Областное трехстороннее соглашение является экономически обоснованным, юридически выверенным и отражающим все аспекты производственной и социальной жизни в области. Понимая, что социальные гарантии могут быть обеспечены только достаточными материальными и финансовыми ресурсами, профсоюзная сторона приняла на себя ряд обязательств по повышению производительности труда членов профсоюзов, соблюдению трудовой и технологической дисциплины, экономии ресурсов, формированию нормального микроклимата в коллективах.
В Соглашение включен перечень трудовых и социальных гарантий – «социальный пакет», обязательный для применения в организациях всех форм собственности, обособленных структурных подразделений, организаций, расположенных на территории Брестской области. Социальный пакет предусматривает значительное число дополнительных льгот и гарантий работникам, которые в обязательном порядке должны обеспечиваться нанимателями, а именно:
наниматели продлевают (заключают новые) контракты:
— с работниками, надлежащим образом выполнявшими свои обязанности и не имевшими дисциплинарных взысканий в течение года, предшествующего дате окончания контракта, если они выразили согласие на продление трудовых отношений:
на срок не менее трех лет;
на срок пять лет – при наличии высокого профессионального уровня и квалификации работника (за исключением лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста);
на срок не менее чем до достижения пенсионного возраста – за пять и менее лет до достижения работником общеустановленного пенсионного возраста;
на срок не менее пяти лет – с матерью (отцом, опекуном) ребенка-инвалида в возрасте 18 лет или двоих и более детей в возрасте до 16 лет;
на срок не менее пяти лет – с матерью (отцом) в неполных семьях (одинокие матери, отцы, вдовы (вдовцы), разведенные) – до достижения детьми (младшим из них) возраста 16 лет;
— или заключают трудовой договор на неопределенный срок по окончании срока действия контракта по письменному заявлению работника, не допускающего нарушений трудовой дисциплины и проработавшего у данного нанимателя не менее пяти лет. При этом сохраняется уровень оплаты труда.
Кроме того, «социальный пакет» предусматривает предоставление работнику:
— предупрежденному о расторжении трудового договора, не менее одного дня в неделю для поиска работы с сохранением среднего заработка, содействие переобучению новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.
— отпуска с частичным сохранением заработной платы в размере не менее 2/3 тарифной ставки, должностного оклада при необходимости временной приостановки работ или временного уменьшения их объема, а также при отсутствии другой работы, на которую необходимо временно его перевести работника в соответствии с медицинским заключением.
Не допускается увольнение по сокращению численности или штата (за исключением нарушителей трудовой и производственной дисциплины):
одновременно двух работников из одной семьи, лиц предпенсионного возраста без их согласия, работника, являющегося единственным членом семьи с постоянным заработком, воспитывающим троих и более несовершеннолетних детей или ребенка-инвалида, ряду категорий женщин, имеющих несовершеннолетних детей.
«Социальный пакет» обеспечивает установление размера тарифной ставки первого разряда не ниже установленного Правительством Республики Беларусь для работников организаций, финансируемых из бюджета.
В Соглашении также предусмотрены другие положения, расширяющие спектр трудовых социальных гарантий для работников области.
В частности, предусмотрены обязанности нанимателей:
— устанавливать повышение тарифной ставки (оклада) в размере не менее 10% с предоставлением не менее 2-х календарных дней отпуска при заключении контракта с работником;
— при направлении работников на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации в дневной форме обучения работников, не имеющих квалификации по профессии, необходимой организации, принятых на работу по данной профессии, выплату заработной платы им, в течение всего периода обучения, осуществлять из расчета не менее тарифной ставки первого разряда, установленной в организации;
— устанавливать ежемесячные доплаты с целью компенсации расходов по найму жилья молодым специалистам, прибывшим на работу не по месту жительства и не обеспеченными жилыми помещениями, при наличии договоров найма жилья.
В соответствии с положением Соглашения облисполком, горрайисполкомы ежегодно предусматривают средства для компенсации затрат по найму жилья молодым специалистам бюджетных организаций, распределенным на работу вне постоянного места жительства и не обеспеченными жилыми помещениями, при формировании областного и местных бюджетов. Квартиросдатчики, сдающие жилье молодым специалистам, освобождены от налога.
Профсоюзы Пружанщины
Всего в профсоюзных организациях Пружанщины состоит 16098 членов, занятого населения района – 20111 человек. По району насчитывается 131 первичная профсоюзная организация.
Эффективным инструментом защиты социально-экономических прав трудящихся по-прежнему остается коллективный договор. О важности коллективных договоров шла речь и на VII съезде Федерации профсоюзов Беларуси. Было определено, что коллективный договор должен быть в каждой профсоюзной организации. В управлении по труду, занятости и социальной защите Пружанского райисполкома зарегистрировано 117 коллективных договоров. В 2016 году в 23 коллективных договора внесены изменения и дополнения. Коллективные договоры регистрируются в райисполкоме только после согласования специалистов заинтересованных отделов и руководителей районных профсоюзных комитетов. И это принципиальный подход. Вместе с тем, проведение кампании по заключению коллективных договоров, своевременному внесению изменений и дополнений в каждом предприятии, где действует первичная организация, продолжается и в настоящее время. Сегодня в районе на 4 предприятиях, где созданы первичные профсоюзные организации, не заключены коллективные договоры. Это, в большинстве своем, предприятия Пружанской районной организации Белорусского профсоюза работников государственных и других учреждений (суд Пружанского района, прокуратура Пружанского района, ГУ по охране бывших военных городков и оказанию услуг “ТОПОЛЬ”, ООО “Униформа”). О значимости коллективного договора говорит тот факт, что в Трудовом кодексе Республики Беларусь имеется более 150 отсылочных норм к нему.
Одно из не менее важных направлений в работе – это улучшение демографического потенциала страны и укрепление здоровья народа, развитие физической культуры и спорта. В целях выполнения указанного раздела Программы реализуется система мер, направленных на укрепление здоровья работников, организацию питания на производстве, создание благоприятных условий для эффективного отдыха и оздоровления детей работников в летний период. В целях укрепления здоровья работников и формирования здорового образа жизни с ГУ «ДЮСШ № 2 г. Пружаны» (Водный и Ледовый Дворцы) заключено 37 договоров на оказание услуг, в том числе 5 договоров было заключено в ноябре 2016 года.
Не заключены договоры:
ОАО «Пружанский РКБО», УО «Пружанский государственный аграрно-технический колледж», управление сельского хозяйства и продовольствия, автомобильный парк № 11, налоговая инспекция.
Справочно: по учреждениям образования заключается 1 договор с райкомом профсоюза работников образования и науки. В ноябре 2016 года заключено дополнительное соглашение к действующему договору на расширение спектра оказываемых услуг.
В летний период 2016 года с участием профсоюзов проведена оздоровительная кампания. Так, на оздоровление детей работников Пружанской районной организации Белорусского профсоюза работников образования и науки направлено более 25 млн. рублей, Пружанской районной организации Белорусского профсоюза работников агропромышленного комплекса – почти 53 млн. рублей. Широкое распространение получили ежегодные районные соревнования среди сельскохозяйственных предприятий, где члены профсоюза имеют возможность проявить себя в перетягивании каната, гиревом спорте, плавании, армреслинге и других видах спорта. Большой популярностью пользуется ежегодная районная спартакиада работников образования (волейбол, настольный теннис, шашки, шахматы, турслет и др.).
Информация по актуальным вопросам жизнедеятельности населения для проведения информационно-разъяснительной работы
Реализация Декрета Президента Республики Беларусь №3 «О предупреждении социального иждивенчества»
Целью Декрета № 3 является одно — заставить работать тех, кто не хочет, но может и должен работать, и обязан участвовать в финансировании государственных расходов.
Чтобы пользоваться обычными социальными благами (медицина, образование, оборона, безопасность, коммунальные услуги), каждый трудоспособный гражданин должен вносить свой вклад в создание дохода страны.
В то же время нормы Декрета не должны распространяться на людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, которые по объективным обстоятельствам не могут принимать участие в финансировании госрасходов. Например, люди с ограниченными возможностями, многодетные матери. Наоборот, мы будем их поддерживать, как поддерживаем многих стариков и пенсионеров. Это тоже за счет бюджета.
Принятие декрета встряхнуло все общество. Люди начали трудоустраиваться, искать работу. Количество обращений в службу занятости резко возросло. Резко замедлилась текучесть кадров на предприятиях и в организациях.
Вместе с тем, реализация Декрета №3 выявила и ряд негативных моментов субъективного характера, в первую очередь, связанных с формированием списка плательщиков. Устранению возникших недостатков было посвящено совещание у Президента Республики Беларусь об актуальных вопросах развития страны 9 марта 2017г.
Главой государства поручено до 25 марта 2017 года внести изменения в Декрет №3, откорректировав и сократив перечень обязанных уплачивать сбор. В настоящий момент такие изменения готовятся.
Согласно поручению Президента, к 1 апреля следует подготовить уточненные списки плательщиков сбора. Ответственные – органы власти на местах. До 1 октября 2017 года списки должны быть окончательно и досконально выверены. Власть должна дойти до каждого нуждающегося в помощи и содействии человека, помочь в решении проблем.
С учетом необходимости тщательного выверения списков плательщиков, изучения ситуации вокруг Декрета №3 Главой государства принято решение, что до конца 2017 года сбор взыскиваться не будет. При этом сумма сбора, уплаченная в 2016 году, пойдет в зачет 2017 года, если человек работать не будет. Если он поступит на работу, то по его запросу из бюджета будут возвращены деньги.
Собранные по Декрету №3 деньги будут направляться исключительно на решение вопросов, связанных с поддержкой детей.
По состоянию на 13 марта 2017 года извещения на уплату сбора на финансирование государственных расходов направлены 69 221 физическим лицам Брестской области.
С момента действия Декрета 7 619 физических лиц уплатили за 2015 год сбор на финансирование государственных расходов в сумме более 2 миллионов руб.
Все граждане, получившие извещение имеют право обратиться в территориальные налоговые органы и органы местной власти с заявлением об освобождении от уплаты сборов.
По результатам рассмотрения этих заявлений налоговыми органами Брестской области принято решений об аннулировании 20061 извещений.
В местные исполнительные комитеты поступило 3021 заявление об освобождении от уплаты сбора, из них освободили полностью или частично 1635. На рассмотрении сегодня находится 612 обращений.
Ситуация на рынке труда
В 2016 г. принято на работу 74,0 тыс. человек, уволено – 89,1 тыс.
На 1 марта 2017 года численность безработных составляла 6,9 тыс. человек, что на 7,2% меньше чем на аналогичную дату прошлого года (7,4 тыс. чел.), количество заявленных в службу занятости вакансий – 4,3 тыс. мест, что на 55,3% больше чем на аналогичную дату прошлого года (2,7 тыс.).
В 2016 году Брестская область выполнила установленное задание по трудоустройству граждан на вновь созданные рабочие места за счет создания новых предприятий и производств, трудоустроено 7,8 тыс. человек (157,0% годового задания), из них за счет новых предприятий – 3,9 тыс. человек (148,2%).
В том числе за счет создания новых предприятий и производств в г. Барановичи трудоустроено 869 человек (задание 500), в Барановичском районе 305 человек (задание 40). Задание было значительно перевыполнено.
К примеру, в 2016 году ООО «СанРайзБел» г. Барановичи (производство мебели) создано 55 рабочих мест, унитарным предприятием «Механические мастерские» г. Барановичи (фрезерные, слесарные работы) создано 37 рабочих мест.
В 2017 году на вновь созданные рабочие места необходимо трудоустроить не менее 6,5 тыс. граждан, это количество сформировано с учетом обеспечения максимально возможной занятости населения и удержания уровня безработицы в пределах социально допустимого уровня (не выше 2%).
Основную часть новых рабочих мест предполагается создать субъектами малого и среднего предпринимательства. В 2017 году планируется создать не менее 685 новых микро- и малых организаций. В том числе в г. Барановичи – 57, Барановичском районе – 13.
За январь-февраль текущего года у нас в области уже зарегистрированы 142 организации (20,7% к годовому заданию).
В Брестской области численность субъектов малого предпринимательства на 1 января 2017 года (42744 субъекта) самая большая в республике после Минской области (57056).
Численность всех индивидуальных предпринимателей в области (32597 чел.) также самая высокая в республике среди других регионов (больше только в г.Минске — 71245 чел. и Минской области – 36245 чел.).
В 2017 году в малом предпринимательстве планируется создать дополнительно 11020 новых рабочих мест.
В текущем году в Брестской области планируется выделить около 300 субсидий на общую сумму 688 тысяч рублей для безработных с целью организации предпринимательской и ремесленной деятельности, а также желающим оказывать услуги в сфере агроэкотуризма.
В январе-феврале такой возможностью уже воспользовались 16 жителей Брестской области. Общая сумма поддержки составила Br38,2 тыс. Размер субсидий на одного человека варьируется от 11 до 15 бюджетов прожиточного минимума.
В целом на реализацию мероприятий по программе содействия занятости населения на текущий год планируется направить Br5,8 млн, в том числе на организацию оплачиваемых общественных работ — 934 тысяч рублей, временной занятости молодежи — 825 тысяч рублей.
Вместе с тем, основной проблемой в обеспечении занятости населения является дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Соискателям работа не всегда подходит по причинам низкой заработной платы, транспортной недоступности, отсутствия необходимой квалификации или опыта работы.
В области имеется традиционный спрос на врачей, медицинских сестер, ветврачей, фельдшеров, трактористов, зоотехников, операторов машинного доения, продавцов и других.
В то же время на учете в службе занятости достаточно большое количество безработных, не имеющих квалификации – это грузчики, дворники, подсобные рабочие, сторожа, уборщики помещений и территорий.
В период поиска основной работы безработным гражданам предлагается возможность участия в оплачиваемых общественных работах. Такие работы финансируются как за счет нанимателей (в основном, сельскохозяйственные работы), так и за счет средств Фонда социальной защиты населения (работы по благоустройству и озеленению территорий).
Пенсионное обеспечение
На 1 февраля 2017 г. в органах по труду, занятости и социальной защите области на учете состоит 384,4 тыс. получателей пенсий, из них по возрасту – 312,2 тыс. человек.
Средний размер всех пенсий составляет 283,83 рубля, по возрасту – 293,81 руб.
В январе – декабре 2016 г. финансирование расходов на выплату пенсий осуществлялось в полном объеме и в установленные сроки.
На 1 декабря 2016 г. численность пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, составила 384,9 тыс. человек, из них получателей пенсии по возрасту — 312,3 тыс. человек.
В 2016 году в феврале, марте, мае, августе перерасчитаны минимальные и социальные пенсии, надбавки, повышения и доплаты к пенсиям в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее – БПМ).
Для повышения трудовых пенсий подписан Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2016 г. № 364, предусматривающий перерасчет трудовых пенсий с 1 декабря 2016 г. в связи с ростом заработной платы.
В результате перерасчета пенсии увеличились на 4,8 процента.
Таким образом, в 2016 г. по сравнению с 2015 годом: среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 5,0 процентов и составил 282,20 рублей, в том числе в декабре – 293,49 рублей;
среднемесячный размер минимальной пенсии по возрасту увеличился на 6,2 процента и составил 214,2 рубля, в том числе в декабре – 222,10 рублей;
Соотношение минимального размера пенсии по возрасту и бюджета прожиточного минимума пенсионера в январе – декабре 2016 г. составило 165,5 процентов;
Реальный размер пенсии по возрасту в январе-декабре 2016 г. по отношению к соответствующему периоду прошлого года составил 93,9 процентов.
На выплату пенсий в 2016 г. израсходовано 1,24 млрд. руб. из бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
Областной бюджет
По итогам 2016 года в консолидированный бюджет Брестской области поступило 1,6 млрд. рублей, при этом 83,7% или 1,3 млрд.руб. остались в распоряжении регионов. Плановые назначения по доходам исполнены на 101,4%, сверх плана в консолидированный бюджет поступило 22,2 млн. рублей. План республиканского бюджета выполнен на 100,7%, местных бюджетов — на 101,6%.
Обеспечено выполнение плана по доходам бюджетов всех уровней как в целом по области, так и по всем регионам.
Рост налоговых поступлений консолидированного бюджета по сравнению с 2015 годом в сопоставимых ценах составил 113,9%, в том числе по республиканскому бюджету – 127,2%, по местным бюджетам – 111,6%.
Основная часть доходов бюджета в 2016 году сформирована за счет поступлений подоходного налога (26,1%), налога на прибыль (13,8%), налога на добавленную стоимость (13,7%), налога на недвижимость (6,6%), акцизов (5,6%), дивидендов по акциям и доходов от других форм участия в капитале (4,5%), земельного налога (3,9%) и налога при упрощенной системе налогообложения (2,8%).
В формировании контролируемых налоговыми органами доходов участвуют порядка 526,9 тыс. плательщиков налогов, в том числе 19,8 тыс. организаций, 32,6 тыс. индивидуальных предпринимателей и 474,5 тыс. физических лиц.
Рост поступлений как от государственных организаций (на 97,7 млн.руб. или 11,9%), так и организаций негосударственного сектора (на 102,1 млн.руб. или 25,1%). Рост платежей негосударственного сектора идет опережающими темпами и доля их в формировании бюджета увеличилась на 3,0 процентных пункта (с 29,4% до 32,4%).
Более половины организаций области (51,3%) относятся к субъектам малого предпринимательства. В 2016 году от них поступило в бюджет 258,0 млн. руб. или 108,8% к уровню предыдущего года. А темп поступлений от микроорганизаций достиг 123,6%.
Значительно увеличили поступления и организации среднего предпринимательства, от них поступило 174,5 млн. руб. налогов или 133,5% к предыдущему году.
Поступления от индивидуальных предпринимателей в общей сумме доходов составили 3,3% (51,5 млн. руб.).
Налоговые платежи физических лиц составили 92,1 млн. руб., их удельный вес в доходах бюджета занимает 5,9%.
В январе-феврале 2017 года в бюджет поступило 204,9 млн. руб. платежей, в том числе в республиканский – 3,3 млн. руб., в местные – 201,6 млн. руб.
Заработная плата.
Среднемесячная заработная плата в области за январь-декабрь 2016 г. составила 621,8 руб., в том числе за декабрь – 702,8 руб., увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. на 7,4% и 9,8%, реальная заработная плата уменьшилась на 3,9 % и 0,7% соответственно.
В бюджетной сфере средняя заработная плата за январь-декабрь 2016 г. составила 515,7 руб., за декабрь – 554,3 руб., увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. на 6,5% и 2,3%.
По уровню заработной платы в целом за январь-декабрь 2016 г. Брестская область опережает Витебскую, Гродненскую и Могилевскую, за декабрь – еще и Гомельскую области, в бюджетной сфере – Гомельскую и Гродненскую области.
Самая низкая заработная плата в Столинском (499 руб.), Ганцевичском (505,4 руб.), Дрогичинском (509,6 руб.), Малоритском (521,6 руб.), Пинском (521,8 руб.) районах;
в бюджетной сфере – в Пружанском (470,3 руб.), Пинском (469,3 руб.), Дрогичинском (472,3 руб.), Жабинковском (477,7 руб.) районах.
Выше средней по области — в г.Бресте (716,7 руб.), г.Барановичи (636,6 руб.), Березовском районе (632,8 руб.), Жабинковском (627,6 руб.);
в бюджетной сфере – г.Бресте (581,9 руб.) и Каменецком районе (520,1 руб.).
За январь-декабрь 2016 г. соотношение темпов роста производительности по валовому региональному продукту и реальной заработной платы составило 1,05.
Демографическая ситуация
На Брестчине сохраняется положительная динамика рождаемости населения. Ежегодно рождаемость увеличивается. За последние 5 лет она выросла на 6,3 процента. Смертность уменьшилась на 11 процентов.
С 2013 года в области количество родившихся превышает число умерших, что позволяет нам говорить о естественном приросте населения, который сменил период убыли населения, начавшийся в 1995 году.
Благодаря реализации мероприятий социально-экономического, правового, организационного характера национальных программ демографической безопасности и здоровья населения по итогам 2016 года область демонстрирует самые лучшие в республике среди областей показатели демографии. Мы увеличили положительный естественный прирост населения до 1368 человек. Мы имеем один из самых высоких коэффициентов рождаемости в республике – 13,5 случая на тысячу человек.
При этом уровень рождаемости остается высоким за счет рождения вторых, третьих и последующих детей.
По оперативным статистическим данным в 2016 году на Брестчине родилось 18 671 ребенок, что чуть больше (на 0,6%), чем в 2014 году.
Государственная поддержка семьи выступает одним из ключевых направлений государственной социальной политики и одной из основ демографической безопасности.
В области проживает 18 804 многодетных семьи.
Значительное число многодетных семей получили высокую государственную награду Республики Беларусь – орден Матери. Только в 2016 году этой почетной наградой удостоено 146 женщин области. Многодетным матерям, родившим и воспитавшим 5 и более детей, предоставлена льгота в виде досрочного пенсионного обеспечения.
В области реализуются социальные программы по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
В 2016 году государственную адресную социальную помощь получили 3 717 семей, воспитывающих несовершеннолетних детей.
Единовременная помощь из средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь выделена для 1684 ребенка-инвалида на сумму 135,5 тыс. рублей.
Единовременную помощь к началу учебного года получили 17,4 тысячи многодетных семей на 36,1 тыс. детей. Сумма выплат составила 1,2 млн. рублей.
С 1 января 2015 г. назначается семейный капитал в виде безналичных денежных средств на сумму 10 000 долларов США при рождении, усыновлении третьего или последующих детей.
Всего в области с начала реализации программы за назначением семейного капитала обратилось 6 574 семьи.
В области возрастает спрос на социальные услуги по уходу за детьми. Такой формой является бесплатная услуга няни по дневному уходу за малолетними детьми для семей, воспитывающих двоих и более детей, родившихся одновременно, до достижения ими трехлетнего возраста, а также семьям, воспитывающим ребёнка-инвалида (детей-инвалидов) до достижения ребенком возраста 18 лет. Данные услуги получают 162 семьи с «двойняшками», «тройняшками» и 21 семья с детьми-инвалидами.
Для семей воспитывающих детей-инвалидов также предусмотрена услуга как кратковременное освобождение родителей от ухода за ребенком-инвалидом, в целях предоставления родителям возможности для восстановления сил, решения семейно-бытовых вопросов.
Материал подготовлен:
– Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь на основе информации Министерства образования Республики Беларусь;
– Пружанским районным объединением организаций профсоюзов, входящих в Федерацию профсоюзов Беларуси;
– управлением идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Брестского облисполкома;
— отделом идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Пружанского райисполкома