Организация досуга старшеклассников

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема организации досуга старшеклассников. Школа, домашние задания, телевизор – таковы запрограммированные действия большинства современных школьников. А в старших классах, ко
всему перечисленному добавляются итоговые экзамены.
Свободного времени у старшеклассников не много, которого хватает только, например, на просмотр телевизора. Хочется, помимо удовольствия получать и пользу, дополнительные знания. Всеобщая компьютеризация привела к тому, что некоторые
подростки все свое свободное время проводят за компьютером, играя в различные компьютерные игры. Встает проблема — «живое общение».

Подростки общаются, только в так называемых, социальных сетях. Страдает и физическое развитие. Дети мало двигаются, редко гуляют. Других подростков мы часто видим на улице. Они проводят свое свободное время в бесцельной прогулке. «Пойдем, походим» — так определяется форма досуга. Отсюда криминогенная обстановка и рост преступности среди подростков. Основная задача родителей, организовать свободное время подростков средствами содержательного досуга. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в юношеском возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности. Старшеклассники — это молодые люди, стоящие на пороге юности, готовые переступить порог взрослой жизни. Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей юношей и девушек на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Таким образом, старшеклассник действительно прощается с детством, со старой и привычной жизнью. Он оказывается на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и одновременно тревожит его. В этот период молодой человек решает, каким он будет в своей взрослой жизни. По содержанию досуг старшеклассников можно подразделить на ряд групп:

Первая группа связана с восстановлением различных сил
старшеклассника. К ней необходимо отнести прогулки на свежем воздухе, спорт, вечера отдыха, забавы, развлечения, игры. Спорт, двигательная деятельность активизирует физическую активность детей и способствует укреплению здоровья, развитию
выносливости, ловкости.
Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции,
приобщением к духовным ценностям. К ней можно отнести чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п. Содержание данной группы досуга стимулирует познавательную активность старшеклассников, способствует освоению общечеловеческой
культуры, исторических, литературных ценностей,
формированию мировоззрения школьников.
Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью. К данному содержанию досуга можно отнести научно- исследовательскую деятельность, художественно-театральную, техническую, спортивно- игровую,
трудовую, прикладную деятельность. Включение
старшеклассников в эту группу досуга развивает активную
жизненную позицию, способствует самоопределению личности, ее актуализации в творческой деятельности.
Четвертая группа реализует потребность в общении. К данной группе необходимо отнести вечера встреч, дискотеки, вечеринки, творческие объединения, клубы, кружки. Общение с другими старшеклассниками развивает коммуникативные умения, формирует у старшеклассника способность использовать
различные способы межличностного взаимодействия, быть адаптивным к различным социальным ситуациям.
Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебой. Это – выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п. Включение старшеклассника в пятую группу досуга является значимым для развития организаторских способностей, формируются умения самостоятельно организовывать как собственный досуг, так и увлекать сверстников содержательной деятельностью.
Досуговая культура – это особый пласт культуры, создаваемый, познаваемой, и воспринимаемой человеком, исходя, из собственного выбора. Так как, досуг представляет собой разновидность учебновоспитательной работы, то одной из особенностей организации
досуговой деятельности старших школьников является её
просветительский, развивающий и нравственный характер.
Выделяют шесть основных методов в организации досуговой деятельности старших школьников. Их еще называют методами сотрудничества и творчества. К ним относят:
-игровые методы;
-соревновательные методы;
-методы сотрудничества;
-методы воспитывающих ситуаций;
-методы импровизации
Таким образом, досуговая деятельность имеет важное значение в жизни как старших школьников, так и каждого человека, что вызвано ускоренным ритмом жизни и увеличенными нагрузками. И от правильной ее организации зависит психологическое, физическое и эмоциональное здоровье, успех в учебе и в развитии
старшеклассника.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.