Учреждения дошкольного образования имеют право оказывать услуги в сфере дошкольного образования на платной основе. При определении содержания образовательных услуг, предоставляемых учреждением дошкольного образования на платной основе, руководствоваться соответствующими разделами учебной программы дошкольного образования: «Иностранный язык», «Детское ручное ткачество», «Хореография».
Данные направления охватывают широкий спектр разных видов детской деятельности и максимально удовлетворяют запросы детей и родителей. Оказание платных услуг в сфере дошкольного образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, ухудшать качество предоставления услуг в сфере дошкольного образования, оказываемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.
Кроме организации образовательных услуг на платной основе по соответствующим разделам учебной программы дошкольного образования, учреждения дошкольного образования могут создавать группы, в которых обучение и воспитание осуществляется на платной основе (в том числе группы кратковременного пребывания воспитанников раннего возраста): адаптационные, прогулочные, выходного дня, игровые сезонные площадки, Материнские школы (далее—группы на платной основе).
Содержание дошкольного образования в группах кратковременного пребывания, Материнских школах определяется базовым компонентом учебной программы дошкольного образования. В вышеуказанных группах возможно совместное пребывание воспитанников и их законных представителей. Содержание работы с законными представителями воспитанников, реализуемое в условиях Материнской школы, представлено в учебной программе дошкольного образования.
Данные группы на платной основе создаются по решению местных исполнительных и распорядительных органов при условии обеспечения права граждан на бесплатное дошкольное образование на территории соответствующей административнотерриториальной единицы в государственных учреждениях дошкольного образования, государственных иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Оказание образовательных услуг на платной основе в учреждениях дошкольного образования осуществляется на основании договора о платных услугах в сфере образования. Типовая форма договора о платных услугах в сфере образования утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21 июля 2011г. №99 «Об утверждении типовых форм договоров в сфере образования». В договоре о платных услугах в сфере дошкольного образования в обязательном порядке указываются: наименование предоставляемой услуги, сроки предоставления услуги, ее стоимость и порядок изменения стоимости; порядок расчетов за оказание услуги и ответственность сторон.
Стоимость услуги на платной основе формируется учреждением образования самостоятельно в соответствии с действующим законодательством. Затраты, включаемые в себестоимость услуги, определяются на основании экономически обоснованных норм и нормативов, утверждаемых руководителем учреждения дошкольного образования, если иное не установлено законодательством.
Запрещается устанавливать учреждениям дошкольного образования нормативы по осуществлению приносящей доходы деятельности.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2011г. №330З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» определена льгота по налогу на прибыль, устанавливающая освобождение от налогообложения прибыли учреждений образования от приносящей доходы деятельности (подпункты 1.135 пункта 1 статьи 140 Налогового кодекса Республики Беларусь). При определении учреждением дошкольного образования вида деятельности, прибыль от осуществления которой освобождается от налога на прибыль, следует руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь (ОКРБ) 0052006 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 декабря 2006г. №65 (с изменениями и дополнениями).
Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь платных услуг в сфере образования, в частности при реализации образовательной программы дошкольного образования, а также услуг,сопутствующих получению образования (подпункты 1.28 и 1.281 пункта 1 статьи 94 Налогового Кодекса Республики Беларусь (особенная часть)).
Доход, получаемый учреждениями образования в виде процентов за пользование банком денежными средствами, находящимися на банковском счете, курсовых разниц, неустойки (штрафов, пени) и других видов санкций, полученных за нарушение условий договоров, а также иных внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении в соответствии со статьей 128 Налогового кодекса Республики Беларусь, непосредственно не связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, и не классифицируемый в соответствии с Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности (ОКЭД) как вид экономической деятельности учреждения образования, подлежит налогообложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
При осуществлении платных услуг в сфере дошкольного образования, т.е. приносящей доходы деятельности, данные положения должны быть в обязательном порядке отражены в уставе учреждения дошкольного образования в разделе «Финансовая и хозяйственная деятельность учреждения дошкольного образования». В случае осуществления учреждением дошкольного образования деятельности, приносящей доходы,
полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения дошкольного образования и учитываются на отдельном балансе (если иное не предусмотрено законодательством). Также в данном разделе устава учреждения дошкольного образования доходы, полученные за счет осуществления деятельности, соответствующей целям и предмету деятельности учреждения дошкольного образования, необходимо отобразить в качестве источников формирования имущества учреждения дошкольного образования.
Организация платных образовательных услуг в учреждении дошкольного образования включает следующие этапы:
Подготовительный этап:
1.Изучение нормативных правовых актов, регламентирующих процесс организации платных образовательных услуг в сфере дошкольного образования.
2.Анализ и прогнозирование ресурсных возможностей и условий учреждения дошкольного образования, включающих кадровый потенциал, материальнотехническое и методическоеобеспечение, необходимых для организации и оказания качественных платных образовательных услуг.
3.Определение видов платных образовательных услуг, возможных для реализации в учреждении дошкольного образования и их рентабельности на основе анализа затрат, прогнозирования динамики прибыли.
4.Информирование родителей (законных представителей) через средства массовой информации, интернет ресурсы об оказании платных образовательных услуг в учреждении дошкольного образования.
5.Изучение спроса родителей на оказание платных образовательных услуг.
6.Анализ и обобщение результатов изучения запросов родителей (законных представителей воспитанников) и формулирование выводов для определения приоритетных видов платных образовательных услуг.
7.Определение видов платных образовательных услуг исходяиз запросов родителей (законных представителей воспитанников).
Организационный этап:
-издание приказа об оказании платных образовательных услуг в учреждении дошкольного образования, определяющего виды образовательных услуг на платной основе, кадровый состав, занятый предоставлением этих услуг, расписание занятий, помещения для занятий (другое—по усмотрению учреждения);
-заключение договоров с родителями (законными представителями воспитанников) на оказание платных образовательных услуг в учреждении дошкольного образования (ст.77 Кодекса Республики Беларусь об образовании);
-составление списков детей для посещения платной образовательной услуги;
-включение в учебный план учреждения дошкольного образования учебных часов сверх базового компонента в соответствии с содержанием учебной программы и составление расписания занятий по оказанию платных образовательных услуг;
-разработка должностных инструкций педагогов, оказывающих платные образовательные услуги в сфере дошкольного образования; составление графиков работы педагогических работников, оказывающих платные образовательные услуги.
Реализационный этап:
-реализация работы по оказанию платных образовательных услуг в соответствии с содержанием учебной программы дошкольного образования;
-анализ и обсуждение оказания платных образовательных услуг на совещаниях при заведующем, заседании педагогического совета; коррекция и регулирование;
-контроль за ходом и результатами оказания платных образовательных услуг в учреждении дошкольного образования.
Рефлексивный этап:
изучение удовлетворенности родителей (законных представителей воспитанников) качеством оказания платных образовательных услуг в учреждении дошкольного образования;
-анализ эффективности и результативности оказания платных образовательных услуг.