1. Общие положения
1.1. Библиотека является частью общеобразовательного учреждения и обеспечивает учебно-воспитательный процесс необходимыми документами.
1.2. Документ — носитель информации в традиционном, электронном или ином виде.
2. Права читателей
2.1. Право пользования библиотекой имеют учащиеся, педагогические работники и другие сотрудники школы, родители учащихся школы.
Читатели имеют право:
2.2. Беспрепятственно посещать библиотеку согласно режиму ее работы;
2.3. Получать полную информацию о составе фонда библиотеки, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах, порядке доступа к документам и консультативную помощь в поиске и выборе источников информации.
2.4. Получать в пользование любой документ из фонда библиотеки.
2.5. Продлевать срок пользования документами
2.6. Бесплатно пользоваться услугами, предоставляемыми библиотекой
2.7. Принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой.
2.8. Избирать и быть избранным в совет библиотеки и принимать участие в его работе.
2.9. Совместно с библиотекой создавать, клубы, кружки по интересам, общества друзей библиотеки, чтения, книги.
2.10. Оказывать практическую помощь библиотеке.
2.11. Делать подарки библиотеке.
2.12. Обращаться в случае конфликтной ситуации с работниками библиотеки к директору школы.
Читатели обязаны:
2.13. Соблюдать Правила пользования библиотекой;
2.14. Соблюдать инструкцию о мерах безопасности в библиотеке;
2.15. Снимать верхнюю одежду;
2.16. Выключать мобильные телефоны;
2.17. Не принимать пищу, напитки, грызть семечки;
2.18. Соблюдать тишину и культуру поведения;
2.19. Сообщить, при записи в библиотеку, необходимые сведения для заполнения формуляра читателя;
2.20. Бережно относиться к:
2.20.1. Печатным изданиям (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок, копирования рисунков и т.п.);
2.20.2. Электронным носителям;
2.20.3. Мебели;
2.21. Поддерживать порядок расстановки книг в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
2.22. Пользоваться ценными и единственными экземплярами книг, справочными изданиями только в читальном зале библиотеки;
2.23.При получении произведений печати и иных документов читатель должен убедиться в отсутствии в них дефектов, а при обнаружении — проинформировать работника библиотеки;
2.24. В случае, когда читатель получил книги, в которых имелись дефекты, а он не просмотрел эти книги на предмет наличия в них дефектов, а соответственно не доложил библиотекарю об их наличии, то ответственность за порчу книг будет нести этот читатель;
2.25. При нарушении сроков пользования книгами без уважительных причин к читателям, в установленном порядке, могут быть применены санкции (как правило, временное лишение права пользования библиотекой);
2.26. Не выносить книги и другие документы из помещения библиотеки, если они не записаны в формуляре читателя;
2.27. Расписываться, за исключением учащихся 1-4 классов, в формуляре читателя за каждую полученную книгу;
2.28. Проходить ежегодно перерегистрацию с предъявлением всей числящейся за ними литературы в установленные библиотекой сроки;
2.29. Возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
2.30. Читатели, ответственные за утрату или порчу книг библиотеки, или их родители (законные представители обучающегося) обязаны заменить таким же учебником или соответствующим по стоимости на момент замены изданием, необходимым в школьной библиотеке. Потерянный или испорченный экземпляр художественной или методической литературы заменяется соответствующим по стоимости на момент замены изданием, необходимым в школьной библиотеке. Экземпляр, предлагаемый для замены, должен быть целым, аккуратным, изданным в последние 5 лет;
2.31. Читатели, нарушившие Правила пользования библиотекой, могут быть лишены права пользования на срок, установленной библиотекой. За особые нарушения, предусмотренные действующим законодательством, читатели несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность.
2.32. По истечении срока обучения или работы в школе читатели обязаны вернуть взятые в библиотеке книги. Личное дело обучающегося и обходной лист работника по истечении срока обучения или работы в школе без соответствующей пометки о возврате всех книг, взятых в библиотеке, не выдаются.
3. Порядок пользования библиотекой
3.1. Учащиеся школы записываются в библиотеку в индивидуальном
порядке в соответствии со списками классов. Персонал школы
записываются при наличии паспорта.
3.2. На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца. Формуляр читателя является документом, удостоверяющим факт и дату выдачи
3.3. При записи в библиотеку читатель должен быть ознакомлен с Правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство их выполнения своей подписью в формуляре читателя.
3.4. На дом документы выдаются читателям сроком на14 дней. Количество
экземпляров, выданных единовременно ( не считая учебников), не должно
превышать пяти.
3.5. Периодические издания выдаются на 7 дней.
3.6. Срок пользования может быть продлен, если на данный документ
нет спроса со стороны других читателей.
3.7. Учебная, методическая литература выдается читателям на срок обучения в соответствии с программой ( с обязательной перерегистрацией в начале , конце учебного года). Литературные произведения, изучаемые по программе на уроках, выдаются на срок в соответствии с программой изучения.
3.8. При получении книги читатели обязаны расписаться в формуляре читателя за каждую полученную книгу, взятую в пользование.
3.9. При возвращении книг работник библиотеки обязан расписаться в формуляре читателя против каждой возращенной в библиотеку книгу
3.10. Очередная выдача документов из фонда библиотеки читателю производится только после возврата взятых им ранее, срок пользования которыми истек.
3.11. Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий, а также электронные носители информации на дом не выдаются.
5. Обязанности сотрудников библиотеки по обслуживанию читателей
5.1. Создавать и поддерживать комфортные условия для работы пользователей в библиотеке;
5.2. Проводить в начале учебного года ежегодную перерегистрацию читателей;
5.3. Ознакомить читателя с Правилами пользования библиотекой;
5.4. Быть корректными и вежливыми с читателями, соблюдать тишину, чистоту и порядок в помещениях библиотеки;
5.5.Обслуживать читателей в соответствии с Правилами пользования библиотекой, которые должны быть размещены в доступном для ознакомления месте, обеспечить оперативное и качественное обслуживание читателей с учетом их запросов и потребностей;
5.6. Совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
5.7. Осуществлять учет, хранение и использование находящихся в фондах документов в соответствии с действующим законодательством, обеспечивать их сохранность и рациональное использование;
5.8. Расставлять книги в течение дня, ежедневно делать проверку на предмет правильности расстановки фонда;
5.9. Вести устную и наглядную массово-информационную работу: организовывать выставки литературы, библиографические обзоры, литературные вечера, праздники и другие мероприятия;
5.10. Знакомить читателей с основами информационной культуры;
5.11. Информировать читателей о всех видах предоставляемых библиотекой услуг;
5.12. Обеспечить читателям возможность пользоваться всеми информационными ресурсами библиотеки;
5.13. Изучать потребности читателей в печатных изданиях, давать полную информацию читателям о наличии документов в фонде, систематически информировать читателей о вновь поступивших документах;
5.14. Формировать фонды в соответствии с образовательными программами учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
5.15. Оказывать помощь читателям в выборе необходимых документов;
5.16. Проводить занятия по основам библиотечно-библиографических и информационных знаний
5.17. Предоставлять читателям возможность пользования каталогами, картотеками, библиографическими и информационными материалами.
5.18. Обеспечивать конфиденциальность данных о читателях библиотеки, их читательских запросах;
5.19. При выдаче и приеме документов тщательно просматривать их на предмет обнаружения каких-либо дефектов и сделать соответствующие отметки при их обнаружении на выдаваемом или получаемом от читателя документе;
5.20. Проводить мелкий ремонт и своевременный переплет книг, привлекая к этой работе библиотечный актив из учащихся;
5.21. Систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку документов из фонда и за выполнением читателями Правил пользования библиотекой.
5.22. Принимать меры по ликвидации читательской задолженности в случае несвоевременного возврата документов пользователем;
5.23. После истечения срока пользования документами направить извещение пользователю по почте или сообщать читателю по телефону о необходимости их возврата в библиотеку.
5.24. Следить за выполнением читателями Правил пользования библиотекой.