Психологическая готовность к школе

Консультация для родителей

Наверняка для родителей шестилеток-первоклассников уже не нов тот факт, что успешность обучения их чада зависит именно от психологической готовности к школе, а не от количества знаний и умений.

Далеко не все семилетки оказываются подготовленными к школе и с самого первого дня испытывают трудности, что ж тогда говорить о шестилетках? Именно поэтому главной целью обучения шестилетних первоклассников должно стать целенаправленное формирование у них психологической готовности к школьному обучению.

Психологическая готовность к школе.

Психологическая готовность к школе представляет собой сложное образование, относящееся ко всем сферам жизни ребенка. Прежде всего, она связана с происхождением кризиса семи лет, одновременно соединяющегося и разъединяющего два периода в развитии детей – дошкольный и младший школьный.

Ядро психологической готовности к школьному обучению составляют три вида отношений ребенка:

  • Отношения со сверстниками
  • Отношения со взрослыми
  • Отношение к самому себе

Именно в этих основных сферах и обеспечивают основное отличие дошкольного и младшего школьного периодов развития, а также переход – от ведущей игровой к ведущей учебной деятельности.

Ведущий вид деятельности – определенный вид деятельности, который  имеет наибольшее значение для психического развития в данный возрастной период.

Почему шестилеткам нужно играть?

В нашем случае ведущий вид деятельности дошкольников – игра -не ушел на задний план, а ведущий вид деятельности младших школьников – учеба – не занял свое законное место. С точки зрения психологии шестилетки все еще являются дошкольниками. Именно поэтому всех шестилеток без исключения нужно готовить к школе. Но главное, учебная деятельность этих детей требует дошкольных форм и методов работы, и прежде всего использования детской игры. Внимание стоит уделить трем основным видам игр:

  • Сюжетно-ролевым
  • Играм с правилами
  • Режиссерским играм

Какова разница между игрой и обучением?

Возможно, вы подумаете, что в школе с игрой уже нужно заканчивать, что между игрой и учебой огромная пропасть… Однако, это не верно. На самом деле игра пронизывает всю жизнь ребенка. Между прочим она не исчезает и в более старшем возрасте. Ваша задача умело использовать игру в обучении и воспитании своего ребенка. Ведь игра способствует повышению качества и результативности самых разных видов деятельности детей.

Классическим примером стало одно исследование, где изучались возможности детей шестилетнего возраста в запоминании и воспроизведении ряда слов. К сожалению, это задание оказалось непосильным для многих малышей. Тогда ситуация эксперимента была изменена, и в ход исследования добавили игру.

Как ни странно, детям предложили самую обычную игру-игру в магазин. Слова, которые нужно было запомнить, были теми самыми покупками, которые малыш должен был сделать в магазине. И что Вы думаете? Оказалось, что в ходе игры шестилеткам не составило большого труда запомнить и воспроизвести довольно большой ряд слов.

Побольше примеров и конкретики.

У шестилеток абстрактное мышление и восприятие абстрактных вещей еще очень слабо. Поэтому их деятельность и нужно переводить в область игры, где у малышей есть возможность «потрогать» то, о чем идет речь. Игра помогает ребенку осмыслить те или иные виды деятельности. Можно даже сформулировать принцип обучения – прежде чем предлагать ребенку какое-то задание или что-то требовать от него, необходимо подумать, как это обыграть. Если в занятия в шестилетним ребенком вводить элемент игры, это поможет сохранить специфику дошкольного типа обучения детей. К тому же игра всегда является собственной, инициативной деятельностью ребенка. И знания, получаемые в игре, оказываются не пассивным багажом, а собственными знаниями малыша, которыми он активно пользуется.  К примеру, прежде чем объяснить шестилетке понятие меры и действие измерения, стоит дать ему возможность самостоятельно ими воспользоваться.  Пусть малыш что-то измерит, отрежет, взвесит, и т. п. Вам в этом прекрасно помогут такие игры, как: игра в магазин, лабораторию, фабрику. А проблемы, которые Вы в игре поставите перед ребенком, будут побуждать его усваивать необходимые знания.

Учимся играть по правилам.

Отдельно стоит упомянуть об играх с правилами. Они имеют особенное значение. Они являются, как  бы переходным звеном от игры к учебной деятельности. Подготовка к таким играм овладение правилами предстоящей игры по своей сути приближаются к  учебной деятельности младших школьников.

Подведем итог: активное использование игры в учебной и воспитательной работе с шестилетними детьми позволит повысить уровень их психологической готовности к школе. Будет способствовать развитию навыков учебной деятельности. Именно игровая деятельность обеспечит качественный и плавный переход от детского сада к школе и станет залогом успешного обучения.

Случай для примера:

Мать шестилетнего мальчишки, который только что что-то отчебучил пыталась унять разнервничавшегося супруга: «Ну что ты так на это реагируешь? Себя вспомни! Ты что, никогда в шалостях не участвовал?» Запомните эти слова, в них заключена очень верная установка сознания. Если вы хотите стать другом и соратником своему ребенку, его нужно удерживать и упражнять. Попробуйте чаще вспоминать свое собственное детство, что вы  чувствовали, какими были ваши душевные состояния. Не даром психологи утверждают, что в каждом взрослом сидит «полупридушенный ребенок». У кого-то этот ребенок больше, а у кого-то меньше «придушен», а где-то уже никакая реанимация не поможет. Будьте открытыми к пониманию детей, не замыкайтесь в себе и своем опыте. Не бойтесь играть, играть всегда и везде. Помогите малышу преодолеть трудности кризисного периода; изменить свой статус «ребенка» на статус «взрослого», ведь он теперь школьник! Помоги малышу полюбить знания, делая процесс из приобретения легким и интересным.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.