Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительницей всех известных наук и искусств. Человек, лишённый памяти, по сути дела перестаёт быть человеком. Но следует знать и о том, что хорошая память не всегда гарантирует её обладателю хороший интеллект. Психолог Т. Рибо описал слабоумного мальчика, способного легко запомнить ряды чисел. И всё-таки память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.
Выделяют три типа памяти: наглядно-образную память, которая помогает хорошо запомнить лица, звуки, цвет предметов и т.д. Словесно-логическую, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины. Эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.
Кроме того, существует ещё разделение памяти на два вида в зависимости от длительности хранения информации: кратковременную память, когда материал запоминается быстро, но ненадолго. Долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на многие годы. Скорость заучивания у людей также разная.
Есть быстро заучивающие и медленно заучивающие предлагаемый материал. Второй группе людей для запоминания такого же объёма информации потребуется втрое больше времени, но помнят они значительно дольше. Память разделяется ещё на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрёжке). А другая часть – к осмысленному запоминанию. Иногда без всякого усилия, порой даже против воли человека, тот или иной материал «всплывает» в памяти. Возникает какой-то мотив песни, оживает картина какой-то автомобильной катастрофы.Такая память носит название непроизвольной. Произвольная памяти имеет место тогда, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, т.е. направляет свою активность на достижение поставленной цели. Люди различаются и тем, какой материал они лучше запоминают. Так, музыкант успешно запоминает музыку, у него развита слуховая память. Художник имеет высокоразвитую зрительную память, А у спортсменов развита память на движения (двигательная).
Различными бывают и основные свойства каждого вида памяти:
объём (сколько информации человек может сохранить), прочность и точность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит).
Основным видом деятельности является игра. Поэтому предлагаю развивать и тренировать память в игровой форме, что поможет поддержать его интерес к выполнению заданий. Если с ребёнком проводить специальные занятия, то формирование произвольности запоминания происходить быстрее. Используя различные вспомогательные средства для запоминания:
картинки, опорные слова, вопросы, а также классификацию и группировку, предметов, — можно развивать опосредованную память, увеличить скорость и объём запоминания.
«Каскад слов»
Цель: развитие объёма кратковременной слуховой памяти.
Содержание: Взрослый просит ребёнка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребёнок должен повторить их в той же последовательности. Затем взрослый называет три слова и т.д. Если ребёнок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд ещё 2-3 раза.
1. огонь;
2. дом, молоко;
3. конь, гриб, игла; 4. петух, солнце, асфальт, тетрадь;
5. крыша, пень, вода, свеча, школа;
6. карандаш, машина, брат, мел, птица хлеб;
7. орёл, игра, дуб, стакан, телефон, пальто, сын;
8. гора, вороны, часы, стол, снег, картина, сосна, мел.
«Каскад цифр»
Цель: развивать кратковременную зрительную память.
Инструкция: «Посмотри внимательно на цифровой ряд и повтори его в той
же последовательности (вначале две цифры, затем три, четыре и . п.)
6 2
2 8 3
1 7 4 3
6 3 5 9
1 4 6 8 2
«У оленя дом большой»
Цель: развитие умение использовать мнемонические приёмы для
запоминания текста.
Содержание: Взрослый, проговаривает текст игры, сопровождает его
движениями.
У оленя
Дом большой,
Он глядит в свое окошко:
Заяц по лесу бежит,
В дверь к нему стучит.
Стук, стук.
Дверь открой!
Там в лесу охотник злой!
Заяц, заяц, забегай!
Лапу подавай!
Скрещивают руки над головой,
Изображают крышу.
Руки перед лицом изображают окно.
Производят движения руками, как при беге.
Кулаками имитируют стук в дверь.
Большим пальцем через плечо
Показывают, что сзади охотник.
Дети вытягивают руки вперёд.
Усложнение: постепенное увеличение темпа
проговаривание текста.
«Запомни картинки» Цель: развитие зрительной памяти.
Содержание: Ребёнок рассматривает пять (знакомых) предметных картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Взрослый показывает на перевёрнутую картинку, а ребёнок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней. Усложнение: увеличить количество картинок, уменьшить время запоминания.
«Кто не на месте?»
Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.
Содержание: Десять игрушек выставляются перед ребёнком на столе в один ряд. Взрослый предлагает запомнить, какая игрушка, на каком месте находится. Затем ребёнок отворачивается, а взрослый меняет местами игрушки. После чего ребёнок должен повернуться и расставить игрушки по местам. Игра проводится до 5-6 раз.
«Запомни рассказ»
Цель: развивать словесно — логическую память.
Чтобы ребёнок обладал хорошей памятью, её необходимо постоянно тренировать. Вы можете это делать, запоминая ежедневно стихи, песенки, рассказы.
Инструкция: «Внимательно слушай и запоминай рассказ».
Кто как одет. Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах стали овощи убирать, чтобы не попортились, не помёрзли. Сначала убрали огурцы – голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, морковку, свеклу и разную петрушку. Одна капуста осталась. Её позже всех убирают. У неё, у капусты, семьдесят одёжек, она холода не боится!
Если ребёнок затрудняется воспроизвести текст, следует задать ему вопросы.
Вопросы:
Когда убирают овощи? Какие овощи убрали с огорода? Что осталось в огороде?
У капусты семьдесят одежек. Почему так говорят?
«Запомни фразы»
Цель: развивать смысловую память.
Инструкция: «Я назову по очереди пять фраз, а ты должен запомнить и назвать:
1. Мальчик устал.
2. Девочка плачет.
3. Папа отдыхает.
4. Мама готовит.
5. Бабушка читает.