Начало осени у многих родителей ознаменовалось торжественным событием: малыш пошёл в первый класс. Обычно, к этому долго и упорно готовятся и дети, и родители: посещают подготовительные курсы и занятия, проходят диагностику на психологическую готовность к школе. Однако все-таки переход от дошкольной жизни к школе не всегда проходит гладко, так как его сопровождают психологические и социальные проблемы. У первоклассника появляется новый режим дня, обязанности, что часто вызывает усталость, раздражительность, капризность, непослушание. Сколько продлится этот сложный период — нельзя сказать однозначно, в каждой семье это индивидуально. В семье должна царствовать такая атмосфера, которая будет способствовать ребёнку максимально комфортно вливаться в школьную жизнь, преуспевая на ниве знаний. Ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению. Как помочь маленькому ученику поскорее привыкнуть к школе, читайте в этой статье.
Адаптация к школе
Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. До школы большинство детей посещали детский сад, где каждый день был наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и неспешный режим дня не давали малышам уставать. В школе всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать. Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное – понимание родителей, что это необходимо.
Принято считать, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, какие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса и другие. И здесь не обойтись без помощи учителя и родственников: родителей и бабушек с дедушками.
Трудности
Приход в первый класс – один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Поступление в школу часто является причиной эмоционально-стрессовой ситуации, потому как ребёнок в связи со сменой обстановки вынужден изменить своё обычное поведение, благодаря чему увеличивается его психоэмоциональная нагрузка.
В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как:
- личность педагога
- коллектив одноклассников
- новый режим дня
- ограничение двигательной активности
- новые обязанности.
В этот период у ребёнка возникает масса вопросов, ответить на которые он не в силах. Зачем сидеть смирно весь урок? Из-за чего нельзя носиться по коридору, играть, кричать? После дошкольных игр в детском саду школьная жизнь кажется неинтересной и нудной. Соответствие всем правилам школьного режима кажется невозможным, ведь первокласснику сложно управлять своими эмоциями и регулировать свои желания. Теперь самым важным становится результат: старательно учиться, получать высокие оценки. Вот поэтому и наступает кризис, а вместе с ним и первые обиды и разочарования. И учителей, и родителей подстерегают первые трудности, а именно:
- неуспеваемость
- нежелание что-то делать
- негативизм
- демонстративность
- лень.
Справиться с этими трудностями помогут избежать наши психолого-педагогические рекомендации.
Этапы
Адаптация первоклассников делится на этапы.
Первый этап: ребёнок впервые приходит в школу.
тот этап обычно начинается с апреля-мая, когда родители приводят малыша на подготовительные занятия в школу. Обычно, педагогический персонал уже знаком с проблемой адаптации малышей и старается провести оптимальную профилактическую работу в этом направлении, а именно:
- знакомят детей со школой и её территорией (проводят экскурсию)
- совершенствуют крупную и мелкую моторику ребёнка (посредством специальных упражнений)
- проводят спортивные занятия
- развивают общий интеллект
- работают с детьми с целью сохранения эмоционального равновесия и психического здоровья ребёнка.
Второй этап: ребёнок адаптируется непосредственно в школе.
Этот этап — самый сложный и ответственный для детей и их родителей. Он длится полгода с момента первого звонка. Здесь педагоги призваны:
- оказывать педагогическую поддержку первоклассникам
- выявлять и учитывать индивидуальные особенности и возможности учеников при построении учебного процесса
- консультировать родителей по проблеме адаптации к школе, содействовать им в выработке тактики общения с детьми.
Третий этап: учитель или психолог работает со школьниками, у которых замечены признаки дезадаптации.
Этот этап прорабатывается во втором семестре первого класса с целью выявления и устранения проблем учебного процесса, возникающих в связи со сложностью общения отдельных детей и другими школьными трудностями.
Работа происходит в направлениях:
- диагностика психического здоровья ребёнка (агрессивность, самооценка, тревожность)
- коррекционно-развивающая работа с учениками, которые испытывают трудности (обучение, поведение, общение)
- консультирование школьным психологом учителей и родителей по вопросам обучения и общения
- отслеживание результатов адаптации первоклассников.
Программа адаптации
При составлении программы адаптации вашего первоклассника рекомендуем учесть три основных компонента: психологическую, физиологическую и социальную адаптацию. Окружив школьника любовью и создав для него максимально благоприятные условия в семье, вы поможете ему избежать стресса в новых условиях. Позаботьтесь о чётком, грамотно продуманном режиме дня первоклассника. Не отменяйте дневной сон: так ребёнку будет легче восстановить силы. Найдите возможность не оставлять первоклассника на «продлёнке» — ведь ему так необходим отдых дома.
Научите ребёнка правилам общения с одноклассниками. Объясните, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам — и общение в школе будет только в радость.
Психологическая
Психологическая готовность первоклассника проявляется в том, что ребёнок с удовольствием ходит в школу и занимается выполнением домашнего задания, с радостью делится с домашними о школьных событиях. Противоположное отношение к школе свидетельствует о том, что ребёнок ещё не привык к школе. Это сигнал к тому, чтобы родители помогли первокласснику быстрее освоиться.
«Совет. Внимательно выслушивайте ребёнка и вникайте во все проблемы, о которых он вам говорит. Не высмеивайте его, не унижайте, не приводите в пример тех детей, у которых получается лучше справляться с обучением в школе. Это приведёт только к замкнутости, скрытности, раздражению, нежеланию рассказывать родителям о своих волнениях».
Чаще хвалите ребёнка, поддерживайте его. Радость даже самому незначительному успеху сделает первоклассника увереннее в своих силах. Частая критика окажет негативное влияние: ученик может поверить в то, что он неудачник. Ребёнок должен понять, что преимущество в индивидуальности, ведь у каждого свои таланты и способности. Помогите ему, если он с чем-то не справляется, научите и покажите, как правильно, но никогда не выполняйте всё за него.Пусть учится работать самостоятельно – иначе не научится никогда.
Для успешной психологической адаптации важна доброжелательная и спокойная атмосфера в семье. Не забывайте отдыхать, играть в спокойные игры, гулять.
Рекомендации по психологической адаптации первоклассника:
- Создайте в семье атмосферу благополучия. Любите ребёнка.
- Формируйте высокую самооценку ребёнка.
- Не забывайте, что ваш ребёнок — самоценность для родителей.
- Интересуйтесь школой, расспрашивайте ребёнка о событиях каждого дня.
- Проводите время с ребенком после школьного дня.
- Не допускайте физических мер воздействия на ребёнка.
- Учитывайте характер и темперамент ребёнка — только индивидуальный подход. Понаблюдайте, что у него лучше и быстрее получается, а где следует оказать помощь, подсказать.
- Предоставьте первокласснику самостоятельность в организации собственной учебной деятельности. Контролируйте целесообразно.
- Поощряйте ученика за разные успехи — не только за учебные. Стимулируйте его к достижению поставленных целей.
Физиологическая
В период адаптации к школе организм ребёнка подвергается стрессу. Медицинская статистика свидетельствует, что среди первоклассников всегда есть дети, которые худеют, едва проучившись І четверть, у части детей замечается низкое артериальное давление, а у части – высокое. Головные боли, капризы, невротические состояния – не полный перечень проблем физиологического характера, которые могут произойти с вашим ребёнком.
Прежде чем упрекнуть ребёнка в том, что он ленится и отлынивает от выполнения учебных обязанностей, вспомните, какие у него проблемы со здоровьем. Ничего сложного – просто будьте внимательны к своему малышу.
Что посоветовать родителям первоклассника с физиологической точки зрения?
- Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника, постепенно.
- Возьмите за правило следить за сменой видов деятельности дома.
- Не забывайте о регулярных физкультминутках при выполнении домашнего задания.
- Следите за правильной осанкой ученика.
- Правильно освещайте место, где ребёнок делает уроки.
- Следите за правильным питанием первоклассника. По рекомендации врача – давайте витаминные препараты.
- Активизируйте двигательную активность ребёнка, закаливание.
- Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка – не менее 9,5 часов.
- Ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером.
- Воспитывайте у ребёнка волю и самостоятельность.
- «Это интересно! Норма выполнения домашнего задания с первоклассником – 40 минут».
12. Социальная
- Дети, не посещавшие детского сада, могут столкнуться с проблемой общения с одноклассниками. В детском саду ребёнок проходит процесс социализации, где он приобретает коммуникативные навыки и способы построения отношения в коллективе. В школе учитель не всегда уделяет этому внимание. Именно поэтому ваш ребенок снова будет нуждаться в помощи родителей.
- Будьте внимательны к сообщениям ребёнка о его взаимоотношениях с одноклассниками. Попытайтесь помочь добрым советом, поищите ответ в психолого-педагогической литературе. Старайтесь подсказать ему, как преодолеть конфликтную ситуацию. Поддерживайтеконтакт с учителем и родителями тех детей, с которыми у вашего малыша сложились отношения. Сообщайте учителю о тревожных ситуациях. Помните о том, как важно защитить собственного ребёнка, а также научить его самого преодолевать препятствия.
- Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть толерантным к мнениям других.
«Золотое правило воспитания. Ребенок больше всего нуждается в любви именно в то время, когда он меньше всего её заслуживает».
Советы родителям
Итак, если вы стали счастливым родителем первоклассника, то вам помогут простые советы, как легко пережить такой ответственный момент как адаптация к школе:
- Будите ребёнка ласково: пусть у него будет хорошее настроение на весь день!
- Не спешите. Правильно рассчитывайте время – это ваша задача.
- Не запугивайте ребёнка перед выходом в школу! Просто желайте ему удачи и хорошего дня.
- Забирая ученика после школы, не приставайте к нему с бесконечными вопросами по поводу школы. Пусть ребёнок расслабиться, отдохнёт.
- Если Вы видите, что малыш чем-то опечален, — дайте ему время, пусть он расскажет о своей проблеме сам.
- Если учитель высказал вам замечания по поводу вашего ребенка, воспринимайте это сдержанно. Желательно, чтобы ребёнка при этом разговоре не присутствовало.
- Не заставляете ребёнка выполнять домашнее задание непосредственно после прихода из школы.
- Не требуйте выполнять сразу все задания – устраивайте перерывы.
- Поощряйте самостоятельность первоклассника при выполнении упражнений. Если ему потребуется помощь – он скажет.
- Не ставьте ребёнку условий.
- Лучше всего, когда все члены семьи поддерживают одну тактику воспитания ребёнка и общения с ним.
- Не игнорируйте жалобы малыша на самочувствие – это может быть показателем переутомления.
- Сказки перед сном никто не отменял. Будьте ласковы с первоклассником, помогите ему успокоиться и заснуть.
Не оставляйте без внимания такой ответственный момент как начало школьной жизни. Окажите помощь ребёнку в преодолении периода адаптации к школе, поддержите его, обеспечьте необходимые условия проживания и обучения и увидите, с какой лёгкостью он будет учиться, и как будут раскрываться его способности.