В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные традиции отечественного образования и воспитания.
Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма), и воспитанию такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутренней потребности к добру, определяя в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности.
Использование материала уроков литературы в духовно-нравственном воспитании старшеклассников возможно в различных аспектах. Это, прежде всего, рассмотрение тем по литературе сквозь призму нравственной проблематики и воспитательных задач. Это реализация различных направлений внеурочной деятельности, формирующих нравственные качества личности. Это укрепление связей с общественными и религиозными православными организациями (беседы со священником), ведущими работу по духовно-нравственному воспитанию, создание детских и юношеских общественных объединений (школа волонтеров), в своей деятельности опирающихся на богатые отечественные традиции духовности и нравственности.
В последние годы достаточно активно стали рассматриваться аспекты взаимосвязи урочной и внеурочной работы, основного и дополнительного образования. Это свидетельствует об усилении интегрированных процессов в образовании в целом, об активизации поиска взаимосвязи основного и дополнительного образования на уровне содержания. В этом смысле воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин вообще и русской литературы в частности достаточно велик. Он позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни в нормативно-ценностной форме. Изучая литературу, учащиеся получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих людям. Вместе с тем различные направления внеурочной работы по литературе, внеклассная и внешкольная деятельность помогают формированию нравственных качеств личности школьников.
Созданию образовательной среды для развития духовно-нравственного потенциала способствуют уроки русского языка и литературы. На этих уроках формируются умения связно излагать мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии.
Необходимым моментом в работе по духовно-нравственному воспитанию личности старшеклассника является привлечение к ней родителей, руководителей кружков и секций, педагогов дополнительного образования и всех заинтересованных лиц. Это позволяет решать проблемы воспитания и образования наиболее гармонично: не навязывая созданные обществом установки, но включая старшеклассника в круг определённых нравственных ценностей и идеалов. Привлечение к работе со старшеклассниками различных людей способствует формированию и развитию отношений с окружающим миром (трудовые отряды, акции милосердия, разновозрастные группы учащихся во время проектной деятельности). Именно тогда проявляется у учащихся многообразие чувств и суждений, когда расширяется круг их общения с другими людьми, с миром литературы, истории и искусства.
Работая по формированию духовно-нравственного воспитания, учитель должен работать над решением следующих задач:
— воспитывать духовность, гражданственность, патриотизм, трудолюбие через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
— организовывать и развивать ученический коллектив на принципах духовности и нравственности;
— организовать внеурочную интеллектуально-познавательную деятельность, работу по профориентации;
— изучать профессиональные интересы и склонности;
— создать условия для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
— укреплять взаимодействие семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание старшеклассников будет успешным, если:
— выявлен и использован в урочной и внеурочной деятельности ценностный потенциал базового гуманитарного образования и, прежде всего, литературы;
— воспитательный потенциал курса литературы основывается на отечественных традициях духовности, прежде всего, православных;
— учтены особенности социокультурного окружения старшеклассников и системы дополнительного образования для построения социально значимой деятельности.
В настоящее время особенно важно помочь подрастающему поколению выбрать незыблемые жизненные ориентиры, сформировать чёткое мировоззрение, основанное на высоком духовном и нравственном идеале.