Видимо каждую семью, где растет малыш беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте целом, и речевое развитие в частности.
Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.
Речи необходимо учить, прежде всего, путем личного примера. Ребенок должен слышать правильную, четкую речь, желательно, чтобы отец и мать разговаривали с малышом на одном, на родном языке. Очень важно, что именно, и в каком виде воспринимает слух ребенка в раннем и младшем возрасте, в наиболее благоприятные годы его жизни.
Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата — важный шаг на пути к правильной речи.
Артикуляционная гимнастика необходима для развития правильной речи.
Словарь
Сколько слов должен знать ваш ребенок?
Какое количество слов может усвоить человек? Есть ли какие-то границы, количественные показатели для каждого возрастного этапа жизни человека? Такие пределы существуют.
Словарь каждого человека делится на пассивный и активный. Активный словарь охватывает слова, которые человек не только понимает, но и повседневно пользуется ими. Количество слов в активном словаре человека определяет богатство и культуру его языка. Пассивный словарь — это слова, которые человек понимает, но не всегда принимает. Пассивный словарь всегда больше активного.
Активный словарь малыша постоянно увеличивается, он составляет:
• до 1 года 6 месяцев — 10-15 слов;
• в конце 2 года — 300 слов;
• в конце 3 года — 1000 слов;
• в 4 года — 2 500 слов;
• в 5 лет — 3 500 слов;
• в 6 лет — 4 000 слов;
• в 7 лет — 4 500 слов.
У взрослого человека словарь насчитывает 6 — 8 тысяч слов.
Качественный состав словаря у детей разного возраста неодинаков. Из всех частей речи в активном словаре ребенка преобладают именительные 50%, глаголы — 30%. Другие части речи ребенок употребляет не часто. Ребенок в 5 лет очень любознательный, разговорчивый. Это способствует быстрому обогащению его активного словаря: быстро усваиваются прилагательные, числительные и другие части речи.
Однако и в среднем дошкольном возрасте есть свои трудности в усвоении слов. Дети мало употребляют наречий, многосложных слов, слов для обозначения абстрактных понятий, обобщающих названий предметов, слов вежливости.
Активный словарь ребенка старшего дошкольного возраста приближается к словарю взрослого человека. Ребенок свободно пользуется всеми частями речи, правильно называет предметы,явления, их признаки и свойства. Но и в языке старших дошкольников еще много неточно употребляемых слов.
Поэтому родители должны постоянно пополнять словарь ребенка новыми словами, постоянно уточнять, объяснять значения слов, активизировать пассивный словарь, добиваться замены диалектизмов словами литературного языка, обогащать детскую речь образными народными выражениями.
Таблица усвоения детьми звуков речи
Ребенок растет и развивается. Соответственно происходит развитие его речи. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, словарь и грамматический строй. Относительно развития каждого из компонентов ознакомились в разделе «Возрастные особенности речевого развития ребенка». Помните, что каждый ребенок — индивидуален, соответственно, общее и речевое развитие у разных детей может иметь некоторые отличия. Одни дети в возрасте 4-5 лет уже четко произносят все звуки нашей речи, а у других отмечается нарушение произношения большинства звуков. Предлагаю Вам таблицу, в которой приведен ориентировочный порядок усвоения детьми звуков нашего языка.
ВОЗРАСТ РЕБЕНКА ЗВУКИ РЕЧИ
От 1 до 2 лет А, В, Е, М, П, Б
От 2 до 3 лет В, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н
От 3 до 4 лет С, Ц
От 4 до 5 лет Ш, Ж, Ч, Щ
От 5 до 6 лет Л, Р
Возрастные особенности речевого развития
ребенка
Пятый год жизни.
Словарный запас ребенка достигает 1500-2000 слов. В своих высказываниях ребенок использует почти все части речи. Ребенок продолжает усваивать обобщающие слова. Происходит интенсивное развитие грамматического строя речи, но ребенок еще может допускать грамматические ошибки: не всегда верно использует падежные окончания, иногда неправильно согласовывает между собой слова. Ребенок в этом возрасте начинает выражать личное мнение по поводу каких-то событий, рассуждает об окружающих предметах. С помощью взрослых ребенок пересказывает сказки, повторяет небольшие стихотворения. У большинства детей в этом возрасте улучшается звукопроизношение: правильно произносят свистящие звуки [с, з, ц], начинают произносить шипящие звуки [ш, ж, ч], но еще могут заменять их один-другом (например, шапка — «тяпка», желтый — «зовтий»). Звук р в этом возрасте дети еще могут заменять и, л или ль (например, рак — «йак», рыба — «либа», пирог — «пилиг»).
Шестой год жизни.
К концу шестого года жизни активный словарь ребенка составляет от 2500 до 3000 слов. Высказывания ребенка становятся более полными и точными. В пятилетнем возрасте дети самостоятельно составляют рассказ, рассказывают сказку, говорит об овладении одним из самых тяжелых видов речи — монологической речью. В высказываниях ребенка появляются сложные предложения (Папа смотрел телевизор, а мы с мамой читали интересную книгу). В речи ребенка появляются слова, обозначающие качество предметов, материал из которого они сделаны (Бумажный самолет, деревянный стол). Ребенок использует синонимы и антонимы. Ребенок уже правильно согласовывает существительные с другими частями речи. В речи пятилетних детей появляются притяжательные прилагательные (собачья лапа, заячьи уши), сложные предлоги (из-за, из-под). В этом возрасте ребенок уже овладевает разной сложности слоговой структуры слов: не пропускает слоги, не переставляет их местами. Значительно улучшается звукопроизношение. Большинство детей уже правильно произносят шипящие звуки [ш, ж, ч] и звуки [р, рь.] Но у некоторых детей еще могут отмечаться замены тех или иных сложных звуков, или искажение их правильного произношения.
Нарушения речи у детей 6 — летнего возраста
Речь ребенка должна быть сформированным до пяти лет.
Но часто встречаются нарушения: заикания, неправильное произношение звуков, шепелявость. Дефекты звукопроизношения обязательно приводят к ошибкам при письме.
Бывает, что ребенок умеет произносить правильно изолированный звук (напр. [ш]), но в словах пропускает его или заменяет. (Шапка — тяпка).
Иногда ребенок не может произносить звуки [ш, ж, ч, щ, г], потому что у нее «пришита подъязычная уздечка», вялый язык и не может его поднять вверх. Чтобы проверить это — попросите ребенка облизать верхнюю губу.
Проблемой является и заикание.
Поэтому, уважаемые родители, не перегружайте детей в букварный период. Будьте терпеливы, не нервничайте и не подгоняйте детей. Постоянно следите за правильностью речи детей.
Чрезвычайно важно своевременно помочь ребенку в исправлении речевых недостатков. Помощником в решении этой проблемы для ваших детей станет логопед.
Что нужно знать родителям?
РОДНОЙ ЯЗЫК — неисчерпаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний. К.Д. Ушинский образно назвал родной язык народным педагогом, наставником и воспитателем. Слово воспитывает, обучает и развивает ребенка. Под влиянием языка совершенствуются чувства, восприятия, обогащаются знания об окружающем мире.
Важная роль в формировании личности ребенка, в частности развития его языка, принадлежит семье. Ведь первые слова, первые предложения малышка слышит и произносит в кругу родных людей-матери, отца, бабушки, дедушки. Однако некоторые из родителей считает, что ребенок начинает учиться литературному языку только в школе и не обращают должное внимание на формирование речи детей в дошкольном возрасте. Ученье языка начинается не тогда, когда ребенку дают букварь, а с первых звуков.
Итак, взрослые должны стремиться к тому, чтобы обеспечить правильное речевое развитие ребенка, начиная уже с первых месяцев его жизни. Правильная речь помогает малышу устанавливать контакты с другими детьми, свободно передавать свои мысли и пожелания, способствует успешному обучению в школе.
Малышей нужно учить правильно произносить звуки в словах, ставить ударение, пользоваться соответствующей интонацией, правильно дышать во время речи.
Дошкольников учат согласовывать слова в предложениях в роде, числе и падежах, правильно строить предложения.
У детей дошкольного возраста нужно воспитывать и общую культуру речи: умение слушать обращенную к ним речь, смотреть в глаза собеседнику, не перебивать взрослых, не вмешиваться в их разговор.
Родители ни в коем случае не должны оставаться равнодушными к речевым недостаткам своих детей.
В кругу своей семьи взрослые понимают ребенка с полуслова и он чувствует себя уверенно. Но с возрастом расширяется языковой круг общения ребенка и речевые недостатки препятствуют быстрой установке контактов со сверстниками, возникают различные осложнения, психологические проблемы. Недостаточно развита речь, бедность словарного запаса, проблемы в произношении звуков, отрицательно влияют на общее умственное развитие ребенка.
Уважаемые родители! Вы должны ориентироваться в возрастных нормах развития всех компонентов речи (звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов), чтобы вовремя помочь своему ребенку и в случае необходимости обратиться к логопеду еще до обучения ребенка в школе.