На разных этапах освоения родного языка виды работ над слоговой структурой слова усложняются и варьируются. Вначале от ребенка не требуется никакого осознанного отношения к слогу как к части слова. Дети обучаются к членению слов на слоги неосознанно, и это деление основывается нечетком послоговом проговаривании слова. Это проговаривание связано с ритмическими движениями рук, которые в такт отхлопывают количество слогов, проговариваемых в слове. Нужно объяснить ребенку, что слова бывают длинные и короткие.
- · Научить детей делить на слоги слова, состоящие из двух одинаковых слогов:
Па-па ма-ма ба-ба Та-та
- · Научить детей делить на слоги слова, состоящие из двух открытых слогов:
Ка-тя Ма-ня му-ха
О-ля Ни-на ры-ба
Ва-ля Ко-ля ли-са
- · Учить детей делить на слоги слова, состоящие из трех откртых слогов:
Со-ба-ка ма-ши-на
ма-ли-на по-ле-но
- · Научить детей правильно сочетать односложные слова с одним хлопком руки: мак, дом, суп, рот, зуб, кот.
Далее в слова вводится стечение согласны звуков. Делении слов должно происходить на стыке морфем, например: мыш-ка (а не мы-шка), стир-ка (а не сти-рка).
Можно предложить детям следующие упражнения на развитие слоговой структуры:
- · Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.
- · Составление схем слогов с использованием цветных фишек. А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.
- · Чтение слогов по слоговым таблицам.
- · Работа с таблицами типа:
* А С *
* У М *
Какой слог можно составить?
В результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука. Без гласного нет слога.
- · Детям выдают буквы. Они должны найти себе пару, так, чтобы получился слог (любой или же заданный только по опорной гласной, либо по опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью).
- · Составление слога по картинкам с выделение первых звуков, последних, вторых от начала слова и т. д.
Например: даны картинки, на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам: УМ.
Придумываем слова с данным слогом:
Умный, Умник, Умница.
Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог? Увидели – МУ. Вспомним слова с этим слогом:
Мука, Муха, Музей, Мусор – в начале слова;
эМУ, почеМУ, — в конце слова;
ЗаМУтить, заМУчить, приМУла – в середине слова.
- · Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове, выделение ударного слога.
- · Ударный слог проще выявляется, если слово произнести протяжно, как бы позвать заблудившегося в лесу человека. Если протянуть дольше других не ударный слог, а любой другой, то меняется смысл слова либо смысл теряется совсем:
зАААмок – замОООк
крУУУжки – кружкИИИ
ИИИра – ИрААА
- · Подбор слов к слоговым схемам.
- · Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку:
та – дом, рак, лифт, пень, …
тА–та – осень, кошка, санки, …
та-тА – вода, коньки, лицо, …
тА-та-та – девочка, улица, Ванечка, …
та-тА-та – корова, подушка, малина, …
та-та-тА — бегемот, телефон, пироги, …