Формирование слоговой структуры слова у детей

На разных этапах освоения родного языка виды работ над слоговой структурой слова усложняются и варьируются. Вначале от ребенка не требуется никакого осознанного отношения к слогу как к части слова. Дети обучаются к членению слов на слоги неосознанно, и это деление основывается нечетком послоговом проговаривании слова. Это проговаривание связано с ритмическими движениями рук, которые в такт отхлопывают количество слогов, проговариваемых в слове. Нужно объяснить ребенку, что слова бывают длинные и короткие.

  • · Научить детей делить на слоги слова, состоящие из двух одинаковых слогов:

Па-па    ма-ма    ба-ба     Та-та

  • · Научить детей делить на слоги слова, состоящие из двух открытых слогов:

Ка-тя              Ма-ня            му-ха

О-ля               Ни-на            ры-ба

Ва-ля              Ко-ля            ли-са

  • · Учить детей делить на слоги слова, состоящие из трех откртых слогов:

Со-ба-ка                             ма-ши-на

ма-ли-на                             по-ле-но

  • · Научить детей правильно сочетать односложные слова с одним хлопком руки: мак, дом, суп, рот, зуб, кот.

Далее в слова вводится стечение согласны звуков. Делении слов должно происходить на стыке морфем, например: мыш-ка (а не мы-шка), стир-ка (а не сти-рка).

Можно предложить детям следующие упражнения на развитие слоговой структуры:

  • · Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.
  • · Составление схем слогов с использованием цветных фишек. А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.
  • · Чтение слогов по слоговым таблицам.
  • · Работа с таблицами типа:

*  А            С  *

*  У            М  *

Какой слог можно составить?

В результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука. Без гласного нет слога.

  • · Детям выдают буквы. Они должны найти себе пару, так, чтобы получился слог (любой или же заданный только по опорной гласной, либо по опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью).
  • · Составление слога по картинкам с выделение первых звуков, последних, вторых от начала слова и т. д.

Например: даны картинки, на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам: УМ.

Придумываем слова с данным слогом:

Умный,  Умник, Умница.

Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог? Увидели – МУ. Вспомним слова с этим слогом:

Мука, Муха, Музей, Мусор – в начале слова;

эМУ, почеМУ,  — в конце слова;

ЗаМУтить, заМУчить, приМУла – в середине слова.

  • · Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове, выделение ударного слога.
  • · Ударный слог проще выявляется, если слово произнести протяжно, как бы позвать заблудившегося в лесу человека. Если протянуть дольше других не ударный слог, а любой другой, то меняется смысл слова либо смысл теряется совсем:

зАААмок – замОООк

крУУУжки – кружкИИИ

ИИИра – ИрААА

  • · Подбор слов к слоговым схемам.
  • · Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку:

та –              дом, рак, лифт, пень, …

тА–та –        осень, кошка, санки, …

та-тА –         вода, коньки, лицо, …

тА-та-та –    девочка, улица, Ванечка, …

та-тА-та –    корова, подушка, малина, …

та-та-тА —     бегемот, телефон, пироги, …

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.