Трудовое воспитание детей в семье

Школа многое делает, чтобы раскрыть перед своими питомцами великую роль труда в жизни общества, научить их ценить чужой труд, привить любовь к труду, желание и умение трудится на общую пользу.

Но в трудовом воспитании, как и в других вопросах воспитания не менее важна роль семьи. Если ребёнок добросовестно относится к труду, выполняет свои обязанности в семье, ответственно относится к порученному делу, значит, ребенок сохранит эти качества на всю жизнь.

Среди родителей вряд ли найдутся такие, которые хотели бы вырастить из своего ребенка лежебоку, не мечтали бы видеть его тружеником. Но только желать  мало.

Трудовое воспитание в семье — процесс длительный и сложный. Здесь есть свое трудности, свои правила.

Первые самостоятельные не сложные трудовые задания дети должны выполнять еще в дошкольном возрасте. В раннем детстве должны они испытать радость от того, что участвуют в общем семейном труде.

Значительно шире возможности трудового воспитания школьников. Поступив в школу, ребенок становится членом большого детского коллектива, вместе со своими сверстниками участвует в общем труде. В школе с первого класса вводятся уроки технологии. Дети убирают свой класс, территорию школы, работают на пришкольном участке, участвуют в общественно — полезном труде. Соответственно усложняются их трудовые обязанности в семье.

Следует помнить о некоторых правилах трудового воспитания детей.

Труд должен быть посильным для ребенка. Дети в процессе труда быстро утомляются. Чтобы труд приносил пользу развитию детского организма и не оказывал отрицательного влияния на их рост и развитие, он должен строиться с учетом детских возможностей.

Ребенок должен наглядно видеть результаты своего труда. Успех вызывает радость, подъем, желание и в дальнейшем трудиться. Надо помнить, что любовь к труду не возникает сама собой. Труд не забава. Он требует напряжения, физических и умственных сил, сопровождается утомлением. Радость труда человек познает тогда, когда он овладеет делом, увидит результаты труда. Надо научить детей преодолевать неизбежные в труде трудности, научить черпать радость в труде.

Необходимо приучать детей доводить дело до конца. Нередко бывает так, что встретив какое — либо препятствие дети бросают начатое. Вот тут — то и следует проявить настойчивость, потребовать , чтобы порученное дело было обязательно выполнено.

Каковы же виды домашнего труда, в которых могут участвовать школьники?

Первое — это умение соблюдать порядок: вешать свою одежду на вешалку, ставить посуду в шкаф, каждую вещь класть на свое место, чтобы не бегать в бесцельных поисках, когда она понадобится. Во-вторых, —  уборка в доме: вытереть стол, убрать остатки пищи, подмести пол, вытереть пыль, смести паутину, проветрить помещение. К необходимым правилам относятся и правила личной гигиены: мытье рук, лица, уход за волосами, ногтями. Уже в возрасте ребята могут помогать родителям в приготовлении пищи. Вскипятить воду, молоко, заварить чай, очистить овощи, а также приготовить для себя и членов семьи несложный завтрак, сварить кашу, яйца, сделать яичницу или сварить картофель, приготовить кофе и т. д. Конечно, это только часть дел, которыми могут заниматься ученики. Виды домашнего труда зависят от условий жизни семьи, от ее традиций.

Приучать к труду детей надо постепенно, начиная с самых простых дел: сварить яйца, пришить пуговицу, вешалку. Следует помнить, что привычное для взрослого дело не ток то легко и просто для ребенка, особенно школьника.

Маленькие дети в силу своей природы нуждаются в частых повторениях. Родителям надо быть выдержанными и терпеливыми, приучая детей к труду, помнить, что лишь постоянные повторения приводят к выработке навыка. Устранение же детей от участия в труде, реплики вроде: «Лучше уж я сама сделаю» — не способствуют правильному воспитанию.

Следует так же помнить, что если дело ребенку долго не удается и он не видит положительного результата своего труда, у него появляется отвращение к данному делу, апатия. А это весьма опасно.

В трудовом воспитании детей особенно велико значение  личного примера родителей. Правильно поступают в тех семьях, в которых родители часто беседуют с детьми о своем труде, рассказывают об успехах своей бригады, о лучших людях, с осуждением говорят о лодырях. Так воспитывается уважение к труду, к людям труда, понимание его роли в жизни. Но, конечно, одних бесед мало. Главное дети должны сами видеть, что их родители любят труд, испытывают радость от него. Правильно поступают те родители, которые стремятся передать свои трудовые умения детям.

Совместный труд родителей и детей — хорошая школа воспитания коллективных навыков. Влияние на ребенка оказывает не только пример родителей, но и сам процесс совместного труда. Пусть у них разный объем работы, но и сила и сноровка различны, а дело они делают одно.

Вообще следует отметить, что приучение к коллективному труду — важнейшая задача трудового воспитания. Совместный коллективный труд прекрасное средство для воспитания организаторских способностей. Нам нужно, чтобы каждый советский человек мог быть не только исполнителем, но и организатором труда, умел планировать свой труд.

В детском возрасте труд и игра тесно переплетаются. Неправы те родители, которые противопоставляют труд игре. Такое противопоставление может привести к тому, что у детей сложится мнение, что играть — интересно, увлекательно, а трудиться  — скучно, тягостно. Следует добиваться того, чтобы трудиться было для ребенка не менее привлекательно, чем играть. Как же этого достичь?

Большой интерес вызывает у детей труд, если он носит характер соревнования.

Дети очень любят, чтобы взрослые замечали их усилия, поощряли их. Нет ничего обидней для ребенка, когда его старания остаются незамеченными. Труд — неоцененным, или, еще хуже, вместо похвал он получает выговор.

Определенную роль в воспитании интереса к труду играют правильно примененные поощрения. Поощряя детей за хороший труд, мы укрепляем у них желание еще лучше трудиться, добиться еще больших успехов. Школьники особенно чутки к поощрениям, им очень хочется заслужить одобрение родителей.

Наиболее простой и доступной формой поощрения является похвала родителей.

Следует ли наказывать ребенка за плохое отношение к своим трудовым обязанностям? Главное — не показывать, а проявляя последовательность и настойчивость, добиться, чтобы порученное дело было выполнено. Но иногда в качестве наказания ребенка можно лишить права заниматься любимым делом.

Наказанием для ребенка может являться сознание, что из — за его плохого поступка получили неприятность его родители. Ни в коем случае нельзя наказывать детей трудом.

В семьях, где есть девочки и мальчики, также следует не делать различия в поручении к домашней работе.

Различие может быть только одно — наиболее тяжелая работа поручается мальчикам. Большую роль в приучении

мальчиков к домашнему труду может сыграть личный пример отца. Отцу следует воспитывать в детях заботливое и внимательное отношение к матери, которую надо всячески разгрузить от домашних забот. Домашний труд, труд в семье — это только часть труда школьников. Родителями следует постоянно интересоваться, какими видами труда занимаются в школе их дети.

Отдельные родители противопоставляют труд учебе. Конечно, учение — это тоже труд и труд нелегкий, но домашний труд не должен мешать учебе, но следует помнить, что учение — это умственный труд. Чередование же умственного и физического труда создает хорошие условия для развития ребенка. Чтобы наилучшим образом сочетать оба вида труда, следует выработать для детей определенный режим дня.

В режиме следует специально предусмотреть время для выполнения трудовых поручений. Если такое время выделено, школьник не может уклониться от участия в труде под предлогом, что у него нет времени. В режиме так же должно быть выделено время на отдых. После труда детям надо хорошо отдохнуть, чтобы восстановить потраченную энергию. Лучшим видом отдыха после физических усилий для школьников является сон.

В заключение несколько советов родителям о гигиене труда.

  • Не следует давать школьникам поручение, требующее чрезмерного напряжения их физических сил.
  • Не поручайте детям опасную и очень грязную работу (мытье стекол, туалетов).
  • Сшейте для работы специальную одежду — фартук, халат.

 

Трудовое воспитание детей — дело семьи и школы. Только объединив усилия, можно будет воспитать из наших детей настоящих тружеников/

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.