О получении рабочей профессии

6eebfa62571f91559476450a3997a013Сегодня в Беларуси востребованы рабочие профессии, в списке вакансий они занимают почти 80 процентов. Развитие экономики невозможно без квалифицированных рабочих и спрос на рабочие профессии растет. Рабочие профессии востребованы на промышленных предприятиях, в строительной отрасли, торговле, сельском хозяйстве,  сфере услуги в бизнесе.

       Часто выпускники стремятся получить именно высшее образование, считая, что это престижно. Но многие, закончив вуз, так и остаются без работы. Может, стоит сразу обучиться рабочей профессии, а потом уже и дальше повышать свой профессиональный уровень? К тому же уметь что-то делать собственными руками — навык, который сможет выручить в сложной жизненной ситуации. И фраза “провалишь экзамены — пойдешь в ПТУ” не будет  звучать как угроза для абитуриентов. Рабочая профессия – это не только востребованная профессия, но и профессия, которая сегодня развивается и совершенствуется. Преобладающим типом рабочего должен стать высококвалифицированный специалист, как минимум с общим средним образованием, владеющий несколькими смежными профессиями.

        Рабочая профессия имеет немало положительных характеристик, и ее получение может стать более выгодным, чем получение высшего образования.

К «плюсам» выбора рабочей профессии можно отнести:

—  Получение профессии за небольшой сроки на бесплатной основе.

Система профессионально-технического обучения с учетом  требований рынка труда обеспечивает бесплатность и доступность получения  не только профессии, но и общего среднего образования, позволяющего продолжить обучение в системе среднего специального или высшего образования

      Срок обучения определяется сложностью специальностей и составляет: для лиц, обучающихся на основе общего базового образования-до 3 лет, для лиц, обучающихся на основе общего среднего образования- от 1 года до 2 лет.

— Получение востребованной на рынке труда профессии и гарантированное трудоустройство. Дефицит кадров определяет готовность работодателя брать на работу молодых специалистов без опыта работы, в то время выпускнику вуза зачастую недостаточно наличие диплома.

— Высокий начальный уровень оплаты труда.  Рабочему с высокой и востребованной квалификацией работодательготов сразу предложить хорошую зарплату. Оплата труда молодого слесаря может значительно превышать зарплату молодого юриста.

      Разница оплаты труда рабочего зависит не только от приобретенной профессии и уровня квалификации, но и от отрасли экономики, а также отдельного предприятия. Проведенная модернизация производства, внедрение инноваций для многих предприятий определили создание конкурентоспособных рабочих мест.

— Постепенный карьерный рост. Нередко успешные руководители в сфере промышленности начинали свою карьеру с освоения рабочей профессии. Для карьерного роста огромное значение имеет мастерство и навыки. Если в ВУЗах в основе  образовательного процесса — теория, то  обучение в профессионально-технических и средних специальных учреждениях образования предусматривает от 40  и более процентов времени на практическую работу, что обеспечивает им большую ценность на рынке труда. Получив опыт работы, став мастером производства, работник может поступить в ВУЗ. И такое обучение более эффективно, так как человек  знает свою специальность на практике.

       Многие предприятия, работают совместно с иностранными производителями, а это значит — оборудование мирового уровня, использование современной техники и технологии. Поэтому работодатель сегодня ждет технически подготовленных рабoчих, которые могут работать не только руками, но и головой. Если раньше от работника требовалось качественно и планово выполнять работу, то в современных условиях ценится желание расти в своей профессии.

— Организация собственного дела или свободная занятость, опирающаяся на полученную профессию. Зная своё дело, выпускник может работать на себя: организовать собственноедело или же заняться выполнением заказов физических лиц. Например, штукатур, облицовщик-плиточник помимо трудоустройства по договору может организовать собственную строительную фирму, а может выполнять частные заказы. Подобные варианты существуют для многих рабочих профессий.

—  Рабочая профессия  развивается и совершенствуется.

    В наше высокотехнологичное время все больше требуется присутствие интеллекта во всех видах человеческой деятельности. Согласно данным статистики, уже сейчас около 3% рабочих мест должны быть заняты кадрами именно с высшим образованием. Развитие инновационной экономики, высоких технологий в производственной сфере в свою очередь требует наличия высококвалифицированных рабочих и специалистов, которые имеют подготовку и готовы работать на высокотехнологичном производстве. На некоторые профессии, по которым раньше использовались кадры невысокой квалификации, сегодня требуется  квалификация среднего или высокого уровня. Более высокий уровень образования необходим для работы на современной зерноуборочной технике. Будут востребованы высококлассные рабочие, которые, освоив профессию, смогут в перспективе работать на станках с числовым программным управлением.

     К основным «минусам» рабочих профессий можно отнести такие факторы: развитие профессиональных заболеваний, неблагоприятные условия труда, т.к. не все предприятия сегодня готовы предложить максимально комфортные ибезопасные условия труда.

     Престиж рабочей профессии в обществе постепенно повышается. Однако некоторые молодые люди готовы работать курьерами за незначительную зарплату, заниматься чем угодно, лишь бы не идти к станку. Поэтому важно уже с начальных классов рассказывать о социальной значимости рабочих профессий. Неважно кто ты — слесарь, профессор, банкир или  учитель. Главное — находиться на своем месте и быть настоящим профессионалом.

Получить рабочую профессию можно в системе профессионально-технического образования, а также через службу занятости населения.

В Брестской области функционирует 30 учреждений профессионально-технического образования. Из общего количества 17 учреждений имеют статус профессионального лицея, 12 – профессионально-технического колледжа, 1 – профессионально-технического училища.

В соответствии с заявками и договорами принято в 2012 году для получения профессионально-технического образования 5534 человека   (меньше установленного плана на 615 человек). Обучение в учреждениях профессионально-технического образования  осуществляется более чем по семидесяти специальностям. В 2012 году из учреждений профтехобразования выпущено 7184 квалифицированных рабочих. После обучения41,0 % учащихся получили 4-й и выше квалификационный разряд. 81,0%  выпускников   получили две и более квалификации. Направления на работу — 99,5%.

С учетом потребностей региональных рынков труда прекращен прием по 21 специальности и открыта подготовка по 28 («контролер материалов, изделий и лекал», «демонстратор одежды», «электромеханик по лифтам», «боец скота», «оператор компьютерной графики», «электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования»).

В целях совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков учащихся, изучения новой техники и технологий на базе четырех ведущих учреждений профессионально-технического образования области (Брестский ГПТК торговли, Кобринский ГПТК строителей,Барановичский ГПЛ машиностроения, Областной аграрно-производственный профессиональный лицей г. Дрогичина) созданы ресурсные центры производственного обучения.

Служба занятости населения осуществляет профессиональное обучение  безработных граждан по профессиям и специальностям  за счет средств Фонда социальной защиты населения. Сроки профессионального обучения безработных устанавливаются продолжительностью до 12 месяцев и в среднем составляют 4 месяца.

Получение рабочей профессии по направлению службы занятости населения осуществляется в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях, учебных центрах и организациях.

  В 2012 году обучение проводилось по 70 профессиям и специальностямна базе 50  учреждений образования области и республики. В  2012 году  организовано обучение 1956 граждан, из них 75 % — на получение рабочей профессии. Под конкретный заказ нанимателя с гарантией последующего трудоустройства направлено на обучение  843 безработных или 43,7 %.  В том числе 513 безработных было принято на обучение  государственным учреждением дополнительного образования взрослых «Брестский центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих», которое специально было создано в 1997 году для обучения безработных. Обучение в учебном центре осуществляется более чем по 20 рабочим профессиям (визажист, мастер по маникюру, оператор ЭВМ (ПЭВМ), парикмахер, мастер по маникюру, продавец, слесарь по ремонту автомобилей, монтировщик шин и шинно-пневматических муфт, балансировщик шин, стропальщик, швея, штукатур, облицовщик-плиточник и др.).

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.