Отказ от уроков

Очень часто учителя слышат от родителей: «Ребёнка не заставить сесть за уроки. Каждый день из-за этого скандалы, слёзы. Во время выполнения домашних заданий он часто отвлекается, иногда обманывает, говорит, что ничего не задано…»

В чём тут дело? Причин может быть несколько.

  • Во-первых: если ваш ребёнок отказывается заниматься каким-нибудь одним предметом, например русским язы­ком, скорее всего он испытывает объективные трудности, связанные с изучением именно этого предмета. Чем быстрее вы выясните, что непонятно ребёнку, где у него пробелы, чем быстрее устраните их с помощью дополнительных за­нятий, тем легче он справится со своими отрицательными эмоциями по отношению к данному предмету. Помните: школьнику нравятся те учебные предметы, которые доступны для его понимания. Поэтому ваша задача — не допускать никаких пробелов в знаниях!
  • Во-вторых: иногда причиной отказа от выполнения до­машних заданий является страх неудачи. Не всё получается в школе, дома мама постоянно ругается и кричит — страх мешает сосредоточиться, и от этого получается ещё хуже. Школьник на грани отчаяния, на грани нервного срыва. В такой ситуации ваша задача не скупиться на любовь, запастись терпением. Помогайте сыну или дочери готовить уроки, добейтесь хотя бы незначительных успехов, чтобы ребёнок обрёл уверенность в своих силах.

  • В-третьих: некоторые дети, не садясь за уроки, тем са­мым пытаются привлечь к себе внимание родителей. Таким детям не хватает вашей любви. Они чувствуют себя одино­кими и понимают, что плохие отметки, непослушание — это способ вызвать беспокойство взрослых. Тут угрозы и наказания бесполезны. Обратите на своего ребёнка внимание, окружите его теплом и заботой, даже если вам кажется, что он получает их с лихвой.
  • В-четвёртых: обыкновенная лень, отсутствие чувства ответственности. Очень важно внушить ребёнку, что при­готовление уроков — это его обязанность, даже, можно ска­зать, работа, что он учится не для мамы с папой, а для се­бя. Пусть несколько раз сходит в школу с невыполненным домашним заданием, почувствует последствия собственной безответственности. Это гораздо эффективнее, чем вы по сто раз в день будете напоминать школьнику про уроки. Жёстко придерживайтесь принципа «единственной аль­тернативы»: да, домашние задания — это дело ребёнка, и он волен выбирать, готовить их или нет, но за двойку, полу­ченную в результате невыученных уроков, следует лишать школьника каких-то важных жизненных благ. Тогда вы­бор в пользу безделья окажется невыгодным.Разобравшись с причинами нежелания ребенка делать уроки, постарайся организовать процесс выполнения домашнего задания так, чтобы он был для ребенка интересным, необременительным и постепенно приучал к самостоятельности.
    • К выполнению домашнего задания ребенок должен приступать бодрым и отдохнувшим. Поэтому сначала дайте ребенку пообедать и отдохнуть после школы. Но контролируйте, чтобы отдых не затянулся до вечера, когда ребенок станет уже вялым и сонным.
    • Составьте расписание и режим дня, в котором четкое время должно уделяться выполнению домашнего задания. Для его составления привлеките ребенка,

    чтобы он тоже чувствовал ответственность за его выполнение. Сразу же оговорите штрафные санкции за отклонение от плана: отлучение от компьютера, игр (но не от занятий в спортивных секциях!).

    • Хвалите ребенка за каждое, пусть небольшое, достижение и поощряй его к выполнению новых – пусть ребенок чувствует собственную значимость.
    • Сделайте в глазах ребенка «неучение» немодным. То есть, на своем примере или примере близких и знакомых людей объясни, что дает хорошее образование и почему без него не обойтись.
    • Позвольте ребенку самостоятельно планировать порядок выполнения домашнего задания. Дайте ему возможность начать с того, что менее всего получается, постепенно переходя к более сложным заданиям.
    • Правильно организуйте свою помощь при выполнении домашнего задания – здесь важно найти «золотую середину». То есть, не стоит полностью делать уроки за ребенка и постоянно сидеть над ним – дайте ребенку свободу и подключайтесь только к тем заданиям, в которых без вашей помощи просто не обойтись.
    • Наберитесь терпения. Не осуждайте, не ругайте, не кричите на ребенка, если у него сразу не все получается. Это может отбить у него навсегда охоту заниматься дальше и задавать вопросы, если ему что-то непонятно.
    • Обязательно делайте перерывы в работе. Чтобы ребенок не утомлялся и эффективней выполнял домашнее задание, он должен делать небольшие перерывы в 10-15 минут, чтоб отвлечься и дать мозгу отдохнуть.
    • Не превращайте выполнение домашнего задания в наказание. Не заставляйте ребенка переделывать работу, если он что-то сделал не так – лучше объясните непонятное, чтобы не допустить подобных ошибок в будущем. Пустое переписывание не только делает выполнение уроков скучным занятием, но и убивает у ребенка веру в себя и собственные силы.

    Запомните, что главная ваша помощь при выполнении домашнего задания – не заставить ребенка вызубрить урок и правильно решить задачу, а научить ребенка «УЧИТЬСЯ» и радоваться своим пусть небольшим достижениям.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.