Внеклассное мероприятие по истории «Глобальные проблемы современности: жизнь или самоуничтожение?!»

 Цель: знакомство с основными глобальными проблемами современности, причинами их возникновения и особенностями.

Задачи:

–развитие представлений о глобальных проблемах, причинах их возникновения и их последствиях для жизни, выявление сути понятия «глобальные проблемы», выяснение причин их появления и поиск путей решения;

–формирование умений получать и анализировать информацию из разных источников, сравнивать и делать аргументированные выводы, развитие навыков работы в микрогруппах, умения общаться и вырабатывать совместное решение;

–формирование активной гражданской позиции на основе собственного сознательного выбора.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедиапроектор, карточки с заданиями для работы в группах.

Подготовительная работа: создаются 2 группы по 5 человек. Задания выдаются до начала мероприятия на карточках. В каждой группе выбираются лидеры, которые организуют работу в группе и оценивают деятельность каждого ученика в своей группе. Работа в группе ориентирована следующим образом: 1 я группа работает над проблемой 3 ей Мировой войны; 2 – над проблемой международного терроризма. 3 человека по индивидуальному заданию готовят краткие сообщения о деятельности международных организаций: «Римский клуб», «ООН», события прошедшей недели.

 

Эпиграф: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда».

Антуан де Сент Экзюпери

 

Ход мероприятия.

Учитель: За последние 50–70 лет человечество сделало огромный шаг вперед в своем развитии: мы активно осваиваем космическое пространство, неизведанные уголки нашей планеты, новые технические достижения повсеместно внедряются в нашу жизнь. Мощные компьютеры, сотовые телефоны, СВЧ -печи, домашние кинотеатры и т. д. стали атрибутами жизни современного человека. Значительные успехи достигнуты в самых передовых технологиях. Человечество стоит на пороге технократического общества. Все эти достижения Вы видите каждый день. Казалось бы, стоит только радоваться: жизнь не стоит на месте, жизнь идет, жить стало удобнее и комфортнее… Цивилизация развивается и двигается вперед. Чего же еще желать? Однако, к сожалению, все сказанное является лишь одной стороной медали жизни человечества. Существует и ее оборотная сторона.

Задание детям: Вашему вниманию предлагается небольшой видеоряд, при просмотре которого вашей задачей будет определить:

а) какие события представлены в данном мате­ риале?

б) что объединяет представленные сюжеты?

(идет демонстрация видеоряда: кадры войны – кадры страданий – кадры терактов – ядерного взрыва, символизирующего конец всему живому на Земле).

Ответы учащихся: Представлены сюжеты войны, теракта, ядерного взрыва. Общая линия сюжетов: от мира через войну, теракты, экологическую катастрофу к гибели всего живого на Земле.

Учитель: XX век, вернее его вторая половина, несмотря на весь прогресс, породил проблемы, которые получили название глобальные. «Глобальный» (от лат. «глобал» – «всемирный, всеобщий»). К сожалению, глобальных проблем у современного человечества достаточно, но мы на уроке остановимся на 2‑х из них. Долгое время термин «глобальные проблемы» не употреблялся и человечество не обращало должного внимания на их существование. Впервые это сделали члены «Римского клуба» в начале 1970-х годов прошлого столетия.

Сообщение учащегося (опережающее задание, который учащийся получил заранее и сделал самостоятельно) о «Римском клубе».

Учитель: Итак, впервые на существование глобальных проблем обратили внимание члены «Римского клуба» и указали на их опасность для человечества.

(Учитель организует работу в группах и напоминает основное правило работы уважение к мнению другого человека, дисциплина, конструктивный диалог).

Задание: на столах лежат карточки. Внимательно прочитайте задание, определите о каких глобальных проблемах идет речь, проанализируйте предложенные факты, ответьте на вопросы карточки. Время на данную работу учитель варьирует исходя из особенностей отдельно взятого класса, но не более 3 минут

2 человека работают в паре. Их задача – используя информацию сети Интернет проследить, были ли зафиксированы факты вооруженных конфликтов, терактов за последние 7 дней в мировом сообществе.

(Время на выполнение задания – 1,5–2 минуты).

Ответы учащихся: Представитель 1‑й группы доказывает, что проблема 3‑ей Мировой войны современных условиях, действительно существует. Опасность любой локальной войны в том, что она в любой момент может перерасти в Мировую, со всеми вытекающими последствиями. Представитель 3‑ей группы доказывает, что проблема международного терроризма стоит сегодня действительно очень остро, а опасность любого теракта в том, что любой теракт может послужить поводом для начала войны в том числе и мировой. Выслушивается представитель пары, который сообщает о фактах вооруженных конфликтов, экологических катастроф, терактов.

Учитель: Итак, сегодня мы с Вами остановимся на 2 глобальных проблемах: III Мировой войны, терроризма и вы сейчас доказали, что проблемы эти сегодня стоят действительно остро.

Вопрос: А в чем, на ваш взгляд, особенности глобальных проблем, что их отличает от проблем отдельно взятого человека?

(после обсуждения и обобщения ответов учащихся).

Особенности глобальных проблем (выводятся на экран).

1). Носят общемировой характер.

2). Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.

3). Требуют неотложных решений и действий всех стран.

4). Взаимосвязаны.
Вопрос: Докажите, что глобальные проблемы взаимосвязаны?

(Учащиеся, как правило, доказывают взаимосвязь глобальных проблем на примере начала 1й Мировой войны 1914– 1918 гг., когда в результате теракта, совершенного Гаврилой Принципом, был убит наследник австровенгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд, что послужило поводом к началу войны, унесшей жизни 10 миллионов человек. В этой войне впервые было использовано химическое оружие массового поражения, что пагубно отразилось на жизни людей и повлияло на экологическое равновесие).

Учитель, подводя итог сказанному.

Вопрос. В чем причины возникновения глобальных проблем?

(Учитель, выслушав ответы, систематизирует их).

Причины глобальных проблем (выводятся на экран)

-Огромные масштабы деятельности людей в условиях Н. Т.Р. и Н. Т.П., радикально изменяющие природу, общество, образ жизни людей.

— Неспособность человека грамотно и рационально распорядиться полученными возможностями.

Вопрос: Подумайте и ответьте, какая проблема является все-таки определяющей и почему?

Ответ: Определяющей является проблема 3‑ей Мировой войны, так как если она начнется, то с учетом накопленных ядерных арсеналов и оружия массового поражения, возможно, наступит гибель всего живого на Земле, а значит, решать что-то будет некому и не для кого.

Учитель. А что человек чувствует во время войны, теракта?

Ответ: страх, неуверенность, боязнь и т. д.

Учитель: Но не только на мировом уровне озабочены глобальными проблемами. В странах мира (и у нас в Беларуси), делаются определенные шаги в данном направлении, принимаются, в частности, законы, затрагивающие глобальные проблемы. Вы выяснили особенности и причины глобальных проблем; испытали, что человек чувствует во время войны, теракта; познакомились с деятельностью международных организаций.

Вопрос: Так что же вы выбираете – жизнь??? или жизнь!!!

Ответ: Мы выбираем жизнь!

Учитель: Я тоже присоединяюсь к вам в своем выборе. Но «Римский клуб» хоть и указал на глобальные проблемы, однако, не предложил пути выхода из них. Если мы выбрали жизнь, то:

Организуется работа в микро-группах:

1- я группа после обсуждения предложит свои пути преодоления проблемы 3 ей Мировой войны.

2- я группа предложит пути решения проблемы терроризма.

Ответы учащихся можно при наличии времени занести в таблицу, а можно ограничиться устными ответами.

В конце мероприятия целесообразно возвратиться к эпиграфу урока (как учащиеся понимают слова автора контексте глобальных проблем), что может служить закреплением материала.

 Материалы к проведению урока

 

Карточка № 1

а). Проанализируйте представленные факты и сделайте вывод: действительно ли в современных условиях проблема 3ей Мировой войны имеет место? Свой ответ обоснуйте.

–во 2 й половине 20 го века в мире произошло 150 войн различного характера в которых погибло свыше 120 млн. человек.

–на 1 человека сегодня приходится 10 тонн взрывчатых веществ

–на разработку новых видов вооружений ежегодно тратится 1 трл. долларов

–в арсеналах разных стран хранятся ядерные заряды, суммарная мощность которых в несколько миллионов раз превосходит мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму, от которой погибло 200 тысяч человек.

–в настоящее время в мире насчитывается до 50 вооруженных конфликтов локального (местного) характера: на территории бывшей Югославии, в Ираке, в Афганистане, в Африке, в Северной Ирландии, арабо-израильский конфликт, конфликты в Чечне, Грузии, Таджикистане.

б). В чем, на ваш взгляд, опасность любого локального конфликта?

Карточка № 2

а). Проанализируйте представленные факты и сделайте вывод: действительно ли терроризм сегодня является глобальной проблемой человечества? Свой ответ обоснуйте.

Начиная с 2000 года количество терактов различного характера в мире выросло в несколько раз:

–теракты: 11 сентября 2001 года – самолетный таран в Нью-Йорке (около 3000 погибших).

Теракты совершаются в зоне арабо-израильского конфликта, в странах Западной Европы, на территории бывшей Югославии, в Грузии, в Чечне, в Таджикистане, в азиатских и африканских странах.

Теракты в России – Кизляр, Первомайск, Каспийск, Волгодонск, Буйнакск, Пятигорск, Нальчик, Невинномыск, Владикавказ, Москва, Моздок, Беслан, Буденновск.

б). Какую опасность, на ваш взгляд, кроме невинных жертв, таит в себе любой теракт?

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.